Articles & Speeches

Очень важно, когда богатые люди помогают тем, у кого денег не хватает; и они действительно это делают. Причем, наверное, для этого не обязательно обращаться за советом к священнику, потому что, на самом деле, все это на поверхности — кому и как можно помочь. Главное, что у этих людей совесть есть, и эта совесть как‑то горит внутри человеческого сердца. Я могу сказать так: в начале истории новой России, после путча, например, основная помощь такого гуманитарного плана для детских больниц, домов престарелых, просто больниц, тюрем и так далее, шла из‑за границы это был Фонд Сороса, Фонд Форда, и многие другие фонды, известные и неизвестные, просто немецкие пенсионеры собирали деньги на посылки. Теперь другое дело. Теперь львиная доля этой помощи, которая очень нужна людям, идет изнутри России, это теперь наш бизнес делает.

А. ЧЕРКИЗОВ: То есть, таким образом, мы можем суммировать — все движется со своей скоростью, девять женщин не могут родить ребенка за один месяц, русский бизнес потихоньку взрослеет, умнеет, обрастает какими‑то правилами поведения, сформулированными для себя, потихонечку понимать, есть деньги беззастенчивые, а есть застенчивые, что бизнес должен быть элегантным, и как минимум, социально корректным — можно по–разному это трактовать, но понятно, что бизнес не должен человека унижать никоим образом, а должен напротив, давать возможности за труд, за усердие, — должен давать возможность жить, создавать семью, обеспечивать старость, воспитать детей и так далее. А в студии были отец Георгий, священник храма Косьмы и Домиана, Михаил Черныш, ведущий сотрудник Института социологии РАН, кандидат социологических наук, специалист по М. Веберу, Олег Киселев, председатель Совета директоров"Импэксбанка", по телефону из Парижа. Всего доброго, до следующей субботы.

http://www. echo. msk. ru/

Рождество Христово в его экуменическом преломлении

Программа радио Свобода 27–12–1999

Джованни Бенси беседует с Марком Смирновым, руководителем исследовательского центра"Религия и общество в странах СНГ и Балтии", православным священником, кандидатом филологических наук Георгием Чистяковым, и историком, экспертом по иудейской традиции Юрием Табаком.

Джованни Бенси:

Христианский мир готовится к рождественскому периоду, который растягивается по времени между Востоком и Западом. Католики и протестанты отмечают Рождество Христово 25 декабря, а православные, по крайней мере, большинство из них, включая русских, празднуют Рождение Спасителя 13 дней спустя — 7 января. На самом деле эта разница более кажущаяся, чем действительная. Она основана на более чем формальном, я бы сказал, механическом расхождении календарей. На самом деле, и Западные, и Восточные Христиане отмечают Рождество в один и тот же день — 25 декабря, однако, первые — по новому стилю, а вторые — по старому. Старый стиль — это Юлианский календарь, восходящий к древнеримским временам, а новый стиль — это Григорианский календарь, исправленная версия первого, которая была введена в 1582–м году Папой Римским Григорием ХIII, но в плане общей культуры Иисус Христос принадлежит не только христианству. Это — такая из ряда вон выходящая фигура, что она оставила следы и в других культурах, и в других религиях. Иисус и его мать Мария упоминаются и довольно пространно также в Коране — "Аль Куран Аш Шариф" — "Благородном Коране", как говорят почитающие его мусульмане. Сложнее ситуация с иудейством, потому что христиане считают Иисуса Христом, то есть Мессией, предвещаемым в Ветхом Завете, между тем, как евреи, сторонники Иудейской религии, его таковым не признают. Но, тем не менее, Иисус оставил следы и в иудейской религиозно–исторической традиции. Рождество Христово в его экуменическом преломлении — тема нашей сегодняшней беседы, в которой участвуют Марк Смирнов, руководитель исследовательского центра"Религия и общество в странах СНГ и Балтии", православный священник, доктор филологических наук Георгий Чистяков, и историк, эксперт по иудейской традиции Юрий Табак. Мой первый вопрос священнику, Георгию Чистякову: в какой исторической среде возникло христианство — тогда в Палестине скрещивались культуры — иудейская, эллинистическая, римская?

Георгий Чистяков:

Мы можем смело говорить, что Иисус проповедовал, и христианство возникло в иудейской среде, но даже сами имена апостолов показывают, что среди них были люди, быть может, иудеи по вероисповеданию, и египтяне по культуре, или греки по своей культуре. Как например, апостол Варфоломей, или Бартоломей, то есть, сын Птолемея — имя египетского происхождения или иудео–египетского, повторяю, что среди апостолов и их ближайших учеников были греки, римляне и иудеи, принадлежащие к древнееврейской культуре, поэтому можно говорить о том, что христианство возникло на перекрестке культур — древневосточной и античной.

Джованни Бенси: