Articles & Speeches

Вот что бы я хотел спросить у священника. Отец Георгий, скажите мне, может ли человек преодолевать случайность (вот"кузнец своего счастья")? Какие бы вы могли дать советы нашим радиослушателям Радио Свобода по преодолению случайности? Есть ли какие‑то рецепты? А если не рецепты, поскольку"рецепты"звучит, может быть, немножко грубовато, может быть, какие‑то мысли, которые бы могли человека приблизить к любимой женщине, например, найти в своей жизни закономерность, ну, и, наконец, найти Бога.

Георгий Чистяков: Ну, конечно, надо быть упорным, это совершенно ясно. Другое дело, что человек не всегда понимает, а что он, упорствуя, отстаивает свою дорогу и идёт по этой дороге вместе с Богом или согласно воле Божьей, или, наоборот, упорствуя, он противится Богу. Вот как это понять? Это очень большая задача, потому что, понятно, что для Кальвина было всё ясно: успех в жизни — это знак того, что Бог к тебе благоволит.

Виктор Ерофеев: Вообще, в протестантстве эта, похожая формула существует до сих пор.

Георгий Чистяков: Да, если есть вот эта теория предопределения. Но мы всё‑таки подходим к жизни более широко, и мы понимаем, что нет таких критериев, кроме каких‑то глубоко внутренних, которые бы показывали, что я противлюсь Богу, упорствуя сегодня, или, наоборот, я тем самым выполняю волю Божью. Здесь очень важно, наверное, уметь прислушиваться к голосу своего сердца:

Виктор Ерофеев: К внутреннему голосу.

Георгий Чистяков: Да, к голосу своей совести, но вместе с тем не к голосу своего эго, потому что эго как раз может нас повести по ложной дороге.

Виктор Ерофеев: У нас в студии еще несколько звонков.

Мы слушаем. Здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель: Меня зовут Роман Владимирович. Я звоню вам из Санкт–Петербурга. Я врач по образованию. И я хочу сказать, вот свою точку зрения высказать. На русскую философию оказала большое влияние философия немецкая, это не секрет, и в частности философия такого создателя психологии, известного ученого, марксист он был, из Лейпцигского университета Вильгельма Вунта. И эта философия, как я считаю, была губительна и как для России, так и для Германии. И, на мой взгляд, все‑таки, что эта философия победила в России, а потом и, значит, в части Германии, это все же была случайность, а не закономерность, потому что такая философия, она России чужда. А философия России, как я считаю, это скорее философия Льва Толстого и Бердяева. И вот моя точка зрения, что если мы, россияне, осознаем это и сделаем выбор в сторону либерализма, то:

Виктор Ерофеев: То есть выбора все‑таки случайности, правильно я говорю, или вы считаете, закономерности? Вот уточните вашу позицию.

Слушатель: Я считаю все‑таки, что мы должны выбрать закономерность. А закономерность, она на стороне либерализма, а не на стороне тоталитаризма.

Виктор Ерофеев: О, хотелось бы верить вместе с вами в это, но, мне кажется, что это так же сложно, как и то, о чем говорил наш уважаемый священник отец Георгий и что мне, кстати говоря, самому, поделюсь с вами, понравилось, что православие гораздо шире этот вопрос ставит, чем протестантство, в том смысле, что, видимо, не только успех определяет нашу близость к Богу.

У нас еще звонок.

Слушатель: Добрый вечер. Меня зовут Евгения Ивановна, я звоню из Москвы.