Articles & Speeches

Помню, я был однажды в церкви у студентов–арабов, православных арабов, которые учатся в Париже, у них есть маленькая студенческая церковь, и вот там, во время обедни, когда они начали петь Отче наш, все, кто был в храме (а их было всего человек 9 — 11) взялись за руки. Мы, конечно, не сможем взяться с Вами за руки, когда будем петь Отче наш, реально вот так вот схватить друг друга. Но мы мысленно должны также, как эти студенты держаться за руки, держаться друг за друга, потому что в этом и заключается тот призыв, с которым обращается к нам Христос сегодня — держаться так друг за друга не только во время Богослужения, но всегда, каждый день, каждое мгновение жизни, когда нам трудно, когда нам особенно трудно, когда мы особенно нуждаемся друг в друге. И Господь помогает нам понять это, и помогает в нужный момент схватиться за того, кто рядом, или кто оказывается, как нам кажется, рядом совершенно случайно. А ведь на самом деле у Бога случайного ничего не бывает.

Мы поздравляем Вас, дорогие друзья, с праздником Рождества Христова! Мы все, кто здесь собрались, поздравляем с праздником друг друга, потому что на самом деле, среди нас нету каких‑то персон первой, второй и третьей значимости. Мы все братья и сестры, большие и маленькие, мы все очень дороги друг другу, хотя иногда об этом почему‑то забываем. Бог Вас всех благословит, дорогие друзья, и с праздником Рождества Христова!

Проповедь на Рождество Христово

7 января 2005, Литургия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися».

Так мы поём в одном из песнопений рождественских. И сегодня сердце наше переполняется этими песнопениями, потому что мы вспоминаем молитвенно и переживаем в глубинах нашего существа ту ночь, когда родился Христос, ту ночь в Вифлееме, когда Мария взяла на руки Богомладенца и когда пришли поклониться Ему сначала пастухи, а потом премудрые маги, с Востока волхвы. Это событие, Рождество Христово, оно прошло для мира, где царствовал в это время император Август, абсолютно незамеченным. Ни один хронист, ни один историк не отметил это событие в своих книгах в те времена. Но никакое другое событие так не перевернуло ход истории, как Рождество Христово.

Со дня Рождества Христова, с этого дня, который мы сегодня переживаем, начинается действительно новая история человечества. Ведь удивительно, что никто из древних авторов никогда не употребил в своих книгах, ни Платон, ни Аристотель (который, казалось бы, как величайший учёный мог бы до этой мысли додуматься), но даже Аристотель не употребляет в своих трактатах такое слово, как «человечество». Впервые это слово употребил Данте Алигьери. Так вот, человечество начинает свою историю именно с Рождества Христова, потому что именно благодаря проповеди Иисуса различные племена, народы и расы начали сплетаться вот в тот человеческий организм, в котором мы живём сегодня.

Посмотрите на христиан. Христиане принадлежат буквально ко всем народам мира, они есть во всех странах, христиане принадлежат ко всем расам. Есть христиане чёрные, и белые, и жёлтые, и во всех подрасах мы тоже найдём христиан. Вот это соединение в одно единое целое человечество – это прямой результат того, что в полной неизвестности в Вифлееме родился Христос. Но Христос рождается и в наших сердцах. Это событие мирового значения – Рождество Христово. И с другой стороны – это событие личного значения для каждого и каждой из нас, потому что для каждого это событие какой‑то внутренней истории.

Надо сказать, что было очень приятно слышать во время исповеди, когда говорили люди: я в этот раз впервые во время рождественского поста почувствовал, что это такое; я в этот раз впервые подготовился или подготовилась к Рождеству Христову. А некоторые говорили: я недавно крестилась, крестился и впервые встречаю этот праздник. И это тоже великое событие для каждого и каждой из нас, а для кого‑то это уже 30–е, 40–е, 50–е, может быть, 70–е Рождество, и каждый раз мы переживаем это событие как будто впервые.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как пришли премудрые маги поклониться Младенцу Иисусу, и увидели Его на руках у Матери: и пришли, и увидели Младенца и Марию, Матерь Его. Нету Рождества Христова без Пречистой Божией Матери, без Её участия в судьбе каждого и каждой из нас, и потому Рождество – это праздник в такой же степени Божией Матери, как и Самого Спасителя. Поэтому сегодня возблагодарим Матерь Божию и Матерь нашу за то, что Пречистая и Пренепорочная Дева молится за нас и объединяет нас всех в одну семью. Это под Её благодатным Покровом мы становимся семьёй Христовой. Это благодаря Её молитвам мы становимся во Христе единым целым. И вот давайте и об этом подумаем тоже, братья и сёстры, совершая сейчас величайшее таинство – Евхаристию, совершая сейчас то Таинство таинств, которое даровал нам Господь Иисус Христос, когда на Тайной Вечери взял хлеб, благословил, преломил и дал его ученикам Своим со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов»; и потом чашу с вином, сказав: «сия есть Кровь Моя Нового Завета, которая изливается за вас и за многих во оставление грехов.»

Вот сейчас, приступая к совершению этой Тайны веры, давайте соединим мысленно вместе руки для того, чтобы молиться, действительно, как призывает нас Церковь, едиными устами и единым сердцем.

(после Причастия)