Articles & Speeches

— Отец Георгий, у меня вопрос не по сегодняшней теме, а по Евангелию. Есть места, которые то ли переведены как‑то непонятно, и они мне непонятны, причём уже очень много лет. Например, само построение фразы, когда обращаются ко Христу и спрашивают Его о слепом: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2) Как мог человек согрешить до своего рождения?

- «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» — спрашивают ученики у Спасителя, когда видят слепорождённого. И важно, наверное, здесь вчитаться не столько в этот вопрос, сколько в ответ Спасителя: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин.9:3) Когда мы болеем, когда болеют наши дети, наши безгрешные дети — маленькие, новорождённые – мы волей–неволей задаём себе этот вопрос: «Кто согрешил, он или родители его?» И на этот вопрос нам отвечает Христос: «Ни он не согрешил, ни родители его не согрешили». Откуда‑то, из другого чего‑то берётся болезнь. Господь не даёт нам ответ, откуда, Господь нас призывает её лечить и ей сопротивляться. Значит, здесь, в этом евангельском тексте, важна не форма вопроса, а важен ответ Иисуса: «Не согрешил ни он, ни родители его». Мы не знаем, откуда эта болезнь, и наша задача не в том заключается, чтобы понять, откуда она, а в том, чтобы найти средства её преодолеть, её победить, из неё вырасти, её вылечить. Вот, о чём говорит это место Святого Евангелия.

— Батюшка, у меня была очень сложная операция. Я, конечно, подготовилась к этому, причастилась, и было у меня вот такое видение. На третий день ко мне утром кто‑то такой явился и сделал, как миропомазание по лбу: «Спаси, сохрани, помилуй». Один рукав только белый метнулся у меня перед глазами и всё, больше ничего я не видела. Я спросила у медсестры, которая вошла после этого, кто у меня был, но она пожала плечами и сказала, что никого не было. Как Вы понимаете, батюшка, такое видение?

— Я думаю, раз Вы звоните сейчас по телефону, то с Вами ничего уж совсем дурного не произошло. Вы знаете, рассказывала мне одна дама, именно дама, потому что она была «из бывших», как раньше говорили, вдова офицера, дочка полковника царской армии, как попала она ещё в дореволюционное время на операционный стол с очень тяжёлым диагнозом. И очень она боялась оставить свою малолетнюю дочку сиротой и родителей, уже пожилых и даже почти старых, в общем, очень она волновалась, и операция была сложной. И что же Вы думаете? Когда она лежала на операционном столе, то увидела, что в операционную вошёл какой‑то маленький седой старичок, взял её за руку и во время операции стоял некоторое время рядом с ней. И потом узнала она этого старичка на иконе святителя Николая, чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Святые не оставляют нас своим присутствием. Господь посылает к нам своих угодников для того, чтобы они поддерживали нас в трудные минуты жизни нашей. Другое дело, что кто‑то из нас по чистоте сердечной и простоте душевной видит святых, которые входят иногда в нашу жизнь, кто‑то не видит, но чувствует их присутствие. Я, например, никогда никого не видел, но всегда чувствую присутствие святых угодников в нашей жизни и ту поддержку, которую нам даёт их присутствие.

— Будьте добры, у меня вопрос о сошествии Христа в ад. Как известно, Он сошёл в ад, и в ваших передачах говорилось, что Он вывел оттуда очень много грешников, хотя в Библии нигде об этом не написано. Как к этому относиться?

— Об этом говорится не в наших передачах, об этом говорит православная традиция, что Господь выводит из ада тех, кого там встречает. Так что здесь церковно–общественный радиоканал ничего нового не изобрёл. Мы просто в том, что говорим, опираемся на православную традицию, на гимнографию, на песнопения, которые поются в день Святой Пасхи и в течение Пасхальной Седмицы.

— Христос говорит: «Будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется» (Мф.24:40) А когда Его спрашивают: «Где, Господи?», Он отвечает: «Где будет труп, там соберутся орлы» (Мф.24:28). Я не вижу логической связи между двумя этими высказываниями, и что значит «берётся», как понимает Церковь?

— Мы с вами не знаем, кто из нас ближе к Богу. Это не какая‑то угроза: «Один берётся, а другой оставляется», это совсем не угроза, а, наоборот, предупреждение, сделанное заранее. Господь говорит: «Не думай о том, что у тебя уже всё в порядке. Ты не знаешь, в порядке или нет! Старайся, трудись, подвизайся, и тогда всё действительно будет в порядке!» Христос побуждает нас к действию христианскому в этих словах, поэтому мне кажутся эти слова действительно замечательными!

— Отец Георгий, Вы очень часто говорите, что Вы против агрессивности, а вот совсем недавно была передача, посвящённая известному писателю Розову, и Вы сказали, чтобы он, фронтовик, оставшийся без ноги, постыдился своих седин, потому что он заявил, что никогда не было такого ужасного времени, как сейчас. Вы сказали, что он, видимо, ужасается нынешним временем, потому что при прошлом получал деньги за восхваление власти. И была ещё одна передача, в которой Вы в течение целого часа оскорбляли священников, которые выпустили книгу «Антихрист в Москве». Разъясните, пожалуйста.