Articles & Speeches

Сегодня мне хотелось бы побеседовать о святости, о святых, поразмышлять о том, почему же мы почитаем святых и так дорожим этим почитанием, что оно значит для нас, и зачем оно нам нужно.

Чем отличаются святые от нас? Кто они такие? Каково место святых в Церкви, в нашей вере? На вопрос «чем отличаются святые от нас» как‑то сразу приходит очень короткий ответ: опытом победы. Прежде всего именно опытом победы над грехом, над слабостью, над болезнями, над унынием, над мстительностью, над завистью, над любовью к роскоши. Святой далеко не безгрешен, святой не застрахован от ошибок, но святой, в конце концов, всегда побеждает свои собственные слабости, свои собственные грехи и ошибки, свои собственные пороки. Если мы будем внимательно читать жизнеописания святых, то мы увидим, как побеждают святые свои человеческие недостатки, как вырастают святые в полный рост Христов из своих грехов и пороков. Именно так идет жизнь святых.

Иногда со стороны создается впечатление, что святые  - это какие‑то младшие боги в христианском пантеоне. И в атеистической литературе так часто представляли, и сейчас люди по незнанию очень часто воспринимают святых именно как таких младших богов, вокруг Господа Бога сгруппированных. И грустно, что мы часто используем какие‑то нелепые полусредневековые представления о святых в нашей молитвенной практике, когда считаем, что одному святому надо молиться, прося исцеление от одной болезни, другому — от другой болезни. Эта специализация, которую мы ввели среди святых, ничего общего с подлинно православным почитанием святых угодников не имеет.

Святые такие же, как мы, люди, об этом прекрасно говорится в Деяниях Апостолов. Я имею в виду четырнадцатую главу, где рассказывается о том, как в Листре Павел исцелил хромого, и жители этого города решили, что боги в образе человеческом сошли к ним. Они думали, что Варнава это Зевс, а Павел — Гермес, и из святилища, находившегося у ворот города, прибежал жрец Зевса и «приведши к воротам волов и принесши венки, хотел вместе с  народом совершить жертвоприношение» (Деян.14:13). И на это Павел воскликнул: «Мужи! что вы это делаете? и мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян.14:15). «Мы — подобные вам человеки» — вот, что говорит нам великий святой, имея в виду недостаток нашей веры, когда мы очень часто от почитания святых переходим грань и начинаем поклоняться святым, превращая их в богов. Это язычество, скрытое внутри христианства, очень опасно, потому что оно наносит ущерб почитанию святых. Святые тем и близки нам, что они — «подобные нам человеки», что они — подобные нам грешники, потому что, передавая нам свой личный опыт победы, они и нас вводят в совершенно новый мир христианского опыта.

Святые не ангелы. Кто‑то из святых отцов прекрасно сказал, что потому Господь священниками в Своей церкви поставил не ангелов, а людей, что безгрешные ангелы не могли бы понять нас, людей, с нашими грехами, слабостями, с нашими пороками, и за малейший грех карали бы смертью, а  грешные люди, понимая друг друга, делятся друг с другом опытом победы над грехом, опытом победы над пороком, опытом победы над слабостью, над эгоизмом нашим, над завистью.

Фома Кемпийский в своей книге «О подражании Христу» очень хорошо восклицает в одном месте, обращаясь ко Христу: «Ты без них, без святых, можешь все, а они без Тебя ничего не могут!» И, действительно, святой — прежде всего святой Христов. Святой — как зеркало, в котором отражается свет Христов. Один богослов сказал: «Дважды блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога, и Бог станет виден через них». Мы видим, когда смотрим на жизнь святого, действие Бога в его жизни. Жизнь святого  - это всегда опыт прожитого Евангелия, прочитанного не глазами, не губами, а самой жизнью, ее делами Священного Писания. Очень хорошо сказал Франциск Сальский: «Тем отличается жизнь святого от Евангелия, как отличается музыка исполненная от музыки в нотах». Евангелие, прочитанное жизнью, — вот, что такое жизнь святого.

Иногда, когда мы смотрим на изображения святых в церкви, особенно на икону Всех Святых, нам кажется, что все святые на одно лицо, что они все похожи друг на друга. На самом деле святые как раз очень разные, святые очень непохожи друг на друга, потому что через святость начинает сиять наша индивидуальность, личность каждого особенно ярко проявляется именно в святости. И поэтому святых объединяет только одно — их вера, их опытное знание о Христе Воскресшем.

Вот это святых объединяет, но все остальное делает святых очень непохожими друг на друга: одни из знатных семей, другие из простых, одни молодые, другие старые, одни образованные, другие необразованные, одни русские, другие греки, третьи римляне, четвертые грузины, пятые сирийцы, арабы, эфиопы, кого только нету среди святых! Повторяю, из всех народов, из всех социальных слоев, из всех уровней образованности — от самых тончайших интеллектуалов до самых простых и неграмотных людей, из всех возрастов — от малых детей до убеленных сединами старцев! И мужи, и жены, и девушки, и маленькие девочки, и маленькие мальчики, и взрослые люди — вольные и священники, епископы и земледельцы, государственные мужи и юродивые, жившие вне общества, и аскеты, скрывавшиеся в скалах и песках Египта, — кого только нет среди святых!

И по характерам своим святые удивительно непохожи один на другого. Среди святых есть люди очень энергичные и деятельные, резкие и пламенные, и есть очень спокойные и углубленные в созерцание. Все темпераменты, все характеры — чего только не найдешь, когда внимательно читаешь жития святых! Также как люди вокруг нас — все очень разные, но это не мешает нам быть христианами, так и святые — они очень разные, но объединяет их Христос.

Вот, что мы должны иметь в виду, когда мы думаем о святых, когда мы обращаемся к святым с молитвой, когда мы просим у святых помощи. Мы прежде всего просим святых поделиться с нами их опытом победы — вот в чем заключается наша молитва к святому! Ведь иногда мы начинаем обращаться к святому, как бы забывая о Боге, как бы забывая о Христе. Бывает так, что в нашем сознании почитание святого или святой вытесняет Бога. Это очень страшно, это очень неправославно. Святые это не какие‑то придворные Христовы, которые, окружив престол, на котором восседает Спаситель, ходатайствуют за нас, нет. Святые — такие же, как мы, члены церкви. И  разница вся между нами и святыми заключается в том, что у святых больше опыт, больше опыт победы. И этот свой опыт они с нами разделяют.

Святой не в силах ничего изменить в нашей жизни  - все в  руках Божьих. Святой выступает в качестве проводника через лес, проводника через джунгли. Через джунгли жизни пройти очень непросто, особенно, если нет проводника. Святой не может изменить эти джунгли, святой не может превратить трудную дорогу в легкую, святой не может высушить реку или болото, которое предстоит нам преодолеть, но святой может показать, как лучше нам через это болото перебраться, как лучше нам это болото преодолеть. Мне кажется, что это очень важный момент. Очень хорошо, просто и выпукло использовать это сравнение: святой напоминает проводника, который ведет нас через лес (в данном случае — через лес нашей жизни), и как без проводника заблудиться очень легко, так с проводником мы можем ту же дорогу преодолеть за более короткий срок — проводник знает самые трудные и опасные места, знает сколько надо запасти провизии, воды и т. д. Вот это все делают в нашей жизни святые — они не изменяют ситуацию вокруг нас, но помогают нам выбрать оптимальную дорогу через жизнь со всеми ее испытаниями и выводят, в конце концов, к Богу.

О подлинном служении

РАДИОБЕСЕДА О. ГЕОРГИЯ ЧИСТЯКОВА

31.12.96 г.