The Dogma of Redemption in Russian Theological Science

Там же. Т. 3. С. 137–138, 160.

Bukowski A. Die Genugtuung fiir die Sunde nach der Auflfassung der Russischen Orthodoxie. Paderborn, 1911. § 206–207.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие: В 2 ч. Изд. 1–е. Чернигов, 1864; Изд. 3–е. СПб., 1882. Цитаты, без особых указаний, заимствуются из 3–го издания.

Klee. Katholiscke Dogmatik. 1835. Brenner. System der katholischen speculativen Theologie. 1837–1838. См.: Листовский И. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. С. 33; Филарет (Гумилевский), архиеп. Письма к А. В. Горскому. С.378 и др.

В разделе «Иисус Христос — Первосвященник — Примиритель» на двадцати страницах (Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. 4. 2. С. 76—96) упоминаются: схоласты Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Бернард Клервосский, Дуне Скот, Фома Аквинат и др.; различные богословы — католики, протестанты, социниане и др., свыше 25 имен; рационалисты — Кант, Штраус, Фейербах, Гегель и т. д.

См.: Светлов П., прот. Крест Христов. Киев, 1907. С. 100—101; Орфанитский И., свящ. Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904. С. 209–210.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. С. 93.

Там же.

Там же.

Например, «согласно с теоретическими началами разума»: «Нарушением закона нарушены права Законодателя Бога, и за нарушение этих прав должно быть принесено вознаграждение» (Там же. С. 94); «согласно с практическими началами разума»: «Для разума понятно, что если есть мир духов нравственных, то, не нарушая порядка в этом мире, не производя расстройства в нем, нельзя простить человека грешника по одной доброте, без удовлетворения правды… Безнаказанность греха столько же возмутительна для духов добрых, сколько неполезна для злых» (Там же. С. 45).

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. С. 76.

Там же. С. 77.

Там же. С. 79.

Там же. С. 81.