Articles and lectures

[21] Н. Лосский. Техническая культура и христианский идеал. “Вестник Высшей школы”. 1990. №9. С. 77.

Смысл жизни может быть только в жизни!

Источник – сайт «Полемика и дискуссии» (страница Осипова - http://www.polemics.ru/authors/?authorID=380&itemPage=1)

Всю историю человечество стоит перед альтерна­тивой. Их много, конечно, альтернатив. Но есть одна, центральная, ве­дущая, которая охваты­вает, как мне кажется, все стороны человечес­кой жизни.

Чтобы была понят­на моя мысль, я хочу об­ратить внимание вот на что: мы живём, что-то делаем. Конечно, все де­лаем. Трудимся. У нас много подчас планов, ин­тересов, задач и проблем. А вот, в конце концов, есть возможность продумать до конца: что мы хотим? До конца. Не то, что я хочу, чтобы было завтра или послезавтра. Не про­сто ж я хочу решить ка­кие-то задачи жизни, ко­торые передо мной сто­ят, а вот что бы я, вооб­ще-то, хотел как конеч­ную цель моей жизни? Мне кажется, что очень часто именно эта-то ко­нечная цель как-то остаёется в тумане.

Как-то один из наших всем изве­стных филосо­фов, особым почитате­лем которого я не являюсь, но, в то же время, у которого много замеча­тельных идей и афориз­мов (я говорю о Бердяе­ве) - как-то однажды он сказал очень сильно:

«Современный человек совершенно утерял по­днимание того, зачем он живёт. Более того, он не имеет даже времени по­думать о том, зачем он живёт»... Слишком, вы знаете, много дел, чтобы думать ещё о том, зачем я живу.

Не правда ли? Любопытнейшая картина! Я копаюсь где-то на улице или у себя в огороде, а ко мне подходят и спраши­вают: а вы зачем это де­лаете? Я почесал заты­лок и говорю: да, в общем-то, я ещё не успел об этом подумать. Замечательно!

Вы подумайте. Мы живём, мы действуем, трудимся. Проблемы международные, политические, экономичес­кие, культурные, обра­зовательные. А самое главное где-то в тумане. Прямо по дедушке Кры­лову. Весь зоопарк про­шёл, а вот слона-то и не приметил. Вот искуше­ние-то! Уж слишком он велик, чтобы его заме­тить.

Всю историю чело­век и, конечно, человече­ство стоит перед инте­ресной альтернативой. Ведь фактически есть два смысла жизни или, если хотите, две цели жизни. Надо бы только повнимательней поду­мать, что это за смыслы, что это за цели. Два - ос­новных. И они выражены в двух мировоззренчес­ких концепциях. О миро­воззрениях не стоит го­ворить, поскольку миро­воззрений больше, и это даже понятие более узкое. Именно в концепци­ях или направлениях мировоззренческих они выражены.

Одно из этих на­правлений (которым не­вольно увлекается каж­дый человек, даже часто принадлежащий к дру­гому направлению, как кажется - стихийно, подсознательно даже увлекает... вле­чёт, захватывает его этот поток сам по себе) - этот поток жизни рассматривается как бесконеч­ное, как не имеющее конца. Я чувствую, что я бессмертный и я тут буду жить всё время и буду решать разные проблемы. Этот поток жизни меня буквально захватывает и создаёт полную иллюзию того, что я здесь-то, в общем-то, всегда жить и хотел. Более того, и в своём практичес­ком осуществлении этот психо­логический накал жизни обра­щён к совершенно достаточно конкретным вещам. Какого рода?

Поскольку потокэтойжизни захватывает, это, есте­ственно, моя жизнь меня погло­щает, точтоя могу искать в ней? Если она именно эта! Очень се­рьёзный вопрос.

Под­час, у нас здесь возникают даже внутрен­ние колли­зии. У нас есть чувство стремления к добру, к истине, к красоте. Действительно, есть. Это верно. Но надо бы подумать до конца, а что при этом всё-таки я хочу?