Articles and lectures

И что же привело к чему? Перед чем мы сейчас стоим? Я краткий штрих сделал к будуще­му государству всемирному. А посмотрите, что творится с на­шей матушкой Землёй. Воздух, вода, почвы. Всё уже заражено до предела! Недаром же наши фан­тасты пишут, прилетают инопланетяне, и смотрят, как там - жизнь-то есть или нет? Можно ли садиться сюда? Нет. Летим дальше. Эта же планета - без перспективы жизни.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ситуация мрачная. И эта мрачность проистекает отку­да? Из вот этой странной, кажет­ся, ненормальной досылки, кото­рая охватывает буквально весь род человеческий и которая не даёт нам покоя. Где же ты, разум, если приводишь к смерти! Что за странное явление? Ведь «человек - это звучит гордо!» Какие потря­сающие достижения научно-тех­нического прогресса! А мы перед чем оказываемся? Есть ли сейчас реальные надежды - преодолеть экологический кризис?

Пока, говорят, нет. Но, мо­жет быть, что-нибудь и сделают. Может быть. Простите, но это гадания на кофейной гуще. Уже слишком далеко мы зашли - в этом развитии. Но об этом пусть лучше скажут учёные. Та ситу­ация, в которой мы сейчас нахо­димся (мы - человечество) - глубоко трагична.

Меня поражает ещё одно безумие - той элиты, той кучки, которая стремится к мировому господству, к этой власти: видят же, что всё гибнет! Видят. Знают? Знают. И продолжают захваты­вать власть. Вот безумие страс­ти! Вот безумие - действительно. Мы убеждаемся в том, ничто так не губит человека, как отступле­ние от тех норм духа и морали, о которых говорит Христианство.

Как только человек отсту­пает от этого,какон только под­даётся власти страстей, он становится безумным, он становится рабом этих страстей. И тогда он - этот ум, будучи рабом - уже ра­ботает не на то, чтобы человеку было лучше, а на то, чтобы испол­нить страсть. СЕЙЧАС наша человечес­кая история достигла та­кого этапа своего суще­ствования, когда обнаруживается с очень большой силой и ярко­стью, что отступление человека от духовных начал жизни приво­дит человечество к самоубий­ству.

Уже всё давно заброшено. Христианство и нравственность заброшены. Обратите внимание:

наука, философия, технологии развиваются помимо христианс­ких и нравственных начал. Просто длянихХристианства не существует. Я не хочу сказать, что они борются с Христианством. Нет! Ну, зачем учёным бо­роться с Христианством! От­дельные кто-то есть. Просто развиваются независимо.

Когда-то мы, люди, увери­лись, что, оказывается, можно достичь прогресса, расцвета жизни и создания Царства Божия на земле помимо морали, помимо духовных ценностей, - мы допустили колоссальную ошибку. Обратите внимание: учёный мир, наука не сомнева­ются в следующем утверждении: что можно всё более глубо­ко, более тонко и более совершен­но, то есть более правильно, постигать окружающий мир, неза­висимо от того, кем я представ­ляю себя (я - человек учёный) в нравственном и духовном отно­шении. То есть, моя познаватель­ная деятельность нисколько не связана с моим духовным состо­янием. То же самое утверждает философия.

ЧТО утверждает Христи­анство? Нет Истины там, - говорит оно, - где нет Любви. Вы слышите? Дважды два - это не истина. Это просто ос­новное тождество. И всё. И нет Истины там, где нет Любви! И по­этому сам познавательный про­цесс, идущий помимо духовного совершенствования человека, обязательно приводит к заблуж­дению, к ошибкам. Более того, чем более интенсивен этот позна­вательный процесс вне чистоты духовной, тем к более серьёзным процессам он приводит. Совре­менное состояние мира как раз об этом и свидетельствует. Мы при­шли к настолько серьёзным ве­щам, что просто страшно.

Я помню, однажды в Ат­ланте, в Америке, была между­народная конференция, куда со­звали очень много звёзд, лауре­атов Нобелевской премии в са­мых разных областях. И пригла­сили группу богословов. Там я был. Мне было очень интересно послушать. Выступали люди по разным направлениям науки. И любопытно было вот что. Очень многие изних, если не большинство, заканчивали своё выступ­ление примерно такой мыслью:

мы не знаем, что делать сейчас, да, ситуация отчаянная - эколо­гический кризис, истощение ресурсов, перенаселенность... что нам скажут богословы?

Мы сидим и улыбаемся: ничего себе! Довели, а теперь - что скажут богословы! Вот в та­ком духе мы и отвечали: они дав­но говорят, что для того чтобы было на земле хорошо - безобра­зием является, когда одна нация, например, американская, в кото­рой всего 5 % населения, использует, потребляет 40% всего, что производится в мире. Что это такое? Элементарное нару­шение самого основного принципа - принципа Любви. Вы спрашиваете нас, что делать? Прости­те... что делать - это более или менее, кажется, по­нятно: Христианство го­ворит же, что нужно де­лать: там, где нет любви, там не может быть блага! А какая же это любовь, когда всеми средствами, которыми только распо­лагает нация, она эксплу­атирует все другие на­ции? И думает, чтоимбу­дет хорошо. Ничего по­добного!

Я ХОЧУ обратить внимание на один интересный факт. С точки зрения "нашего" материального положе­ния, Европа это, конечно, рай на земле. Что говорит статистика? (Это была ре­акция на мой доклад со стороны одного финна). Он говорил: по современ­ным статистическим дан­ным, более половины ев­ропейцев потеряли смысл жизни, чувствуют страш­ную безысходность, какое-то даже отчаяние. И он дальше утверждает, что всё большее число людей (гораздо большее) обращается к психиат­рам, нежели к обычным, как он выразился, врачам.

До какого-то преде­ла человеку это интерес­но - материальное про­цветание, благополучие. И вот он всего достиг, а дальше? Всё. Достиг. Вот тебе... И дальше что? Желудок - один. Правда, есть некоторые, кто имеет воз­можность заняться поли­тикой. Спросил наш жур­налист одного миллионе­ра: зачем столько денег? Тот ответил: вы правы, когда-то мне интересно было получить как можно больше денег. Сейчас они мне совершенно не инте­ресны; Но теперь я хочу власти.