Современная практика православного благочестия

3. Чтобы Он (Сын Божий) как сугубый естеством стал посредником, соразмерно согласуя свойства обоих естеств.

4. Чтобы разрешить узы греха.

5. Чтобы показать, в какую бездну греха мы впали, что потребовалось Воплощение Бога.

6. Чтобы стать для нас примером унижения, которое связано с плотию и страданиями.

7. Чтобы стать целительным средством против гордости.

8. Чтобы показать, что Бог создал наше естество добрым.

9. Чтобы стать начальником новой жизни, подтвердить воскресение и прекратить безнадежность.

10. Чтобы, став Сыном Человеческим и причастившись смерти, сделать людей сынами Божиими и участниками Божественного бессмертия.

11. Чтобы показать, что естество человеческое, в отличие от всех тварей, создано по образу Божию; что оно настолько сродно, что может с Ним соединиться в одной Ипостаси.

12. Чтобы почтить плоть, именно смертную плоть.

13. Чтобы высокомерные духи не смели считать и о себе думать, что они честнее человека и что они могут обожиться вследствие своей бесплотности и кажущегося бессмертия.

14. Чтобы сочетать разделенных естеством людей и Бога, Сам Христос становится посредником в обоих естествах.

Как пишет о. Иоанн Сергиев, с момента искупления Господом человеческой души и человеческого рода «мы приглашаемся в сообщество херувимов, серафимов, престолов, господств, ангелов и архангелов вместо падших, возгордившихся духов. Эти — возгордились и сказали в себе Богу: как-то Ты восполнишь наш недостаток, который для Тебя нестерпим и ощутителен как для Премудрого, не терпящего ни в чем недостатка и дисгармонии в мире Своем?»

Поэты о Христе:

Одна есть в мире красота Любви, печали, утешенья И добровольного мученья За нас распятого Христа. Бальмонт

Из поэмы «Иоанн Дамаскин»

Блажен, кто рядом славных дел Свой век украсил быстротечный, Блажен, кто жизнию умел Хоть раз коснуться правды вечной; Блажен, кто истину искал, И тот, кто побежденный пал В толпе ничтожной и холодной Как жертва мысли благородной. Но не для них моя хвала, Не им восторга излиянья — Мечта для песен избрала Не их высокие деянья. И не в венце сияет Он, К Кому душа моя стремится; Не блеском славы окружен, Не на звенящей колеснице Стоит Он, гордый сын побед, Не в торжестве величья — нет — Я зрю Его передо мною. С толпою бедных рыбаков, Он тихо, мерного стезею, Идет меж зреющих хлебов; Благих речей Своих отраду В сердца простые Он лиет, Он правды алчущее стадо К ее источнику ведет. Зачем не в то рожден я время, Когда меж нами, во плоти, Неся мучительное бремя, Он шел на жизненном пути. Зачем я не могу нести, О мой Господь, Твои оковы, Твоим страданием страдать И крест на плечи Твой принять И на главу венец терновый. О, если б мог я лобызать Лишь край святой Твоей одежды, Лишь пыльный след Твоих шагов, О мой Господь, моя надежда, Моя и сила и покров. Тебе хочу я все мышленья, Тебе всех песней благодать, И думы дня, и ночи бденья, И сердца каждое биенье, И душу всю мою отдать. Не отверзайтесь для другого, Отныне вещие уста, Греми лишь именем Христа, Мое восторженное слово. А. Толстой

* * *

Тот, Кто с вечною любовью Воздавал за зло добром, — Избиен, покрытый кровью, Венчан терновым венцом, Всех с Собой страданьем сближенных, В жизни долею обиженных, Угнетенных и униженных Осенил Своим крестом. Вы, чьи лучшие стремления Даром гибнут под ярмом, Верьте, други, в избавление, К Божью свету мы грядем. Вы, кручиною согбенные, Вы, цепями удрученные, Вы, Христу сопогребенные, Совоскресните с Христом. А. Толстой

Из Апокалипсиса

Стучася, у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью свою. Я немощен, наг, утомлен и убог, И труден Мой путь и далек. Скитаюсь Я по миру, беден и нищ, Стучася у многих жилищ. Кто глас Мой услышит, кто дверь отопрет, Меня кто к себе призовет, — К тому Я войду и того возлюблю И вечерю с ним разделю. Ты слаб, изнемог ты в труде и борьбе — Я силы прибавлю тебе. Ты плачешь — последние слезы с очей Сотру Я рукою Моей. И буду в печали тебя утешать И сяду с тобой вечерять. Стучася, у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью свою. К. Р.