Современная практика православного благочестия
Следует предостеречь христианина и от увлечения национальными интересами и от национальной нетерпимости.
По существу у христианина есть одно лишь отечество, стать членом которого он должен стремиться всеми своими силами: это отечество — Царство Небесное и будущий «Новый Иерусалим».
Вспомним, что Господь «завещал» нам «Царство»(Лк. 22, 29).
Наши же сограждане — это те, кто вместе с нами стремится наследовать «новую землю»: здесь национальное единство, как и физическое сродство, не имеет никакого значения.
Христианин по духу интернационален. Ап. Павел пишет, что христианин — это тот, кто «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 10–11).
Поэтому для христианина недопустим даже оттенок национальной нетерпимости.
Глава 26
Отношение к социальным учениям
Стяжи дух мирен, и тысячи людей спасутся около тебя.
Прп. Серафим Саровский
Полем духовной битвы со злом, космическим злом, является собственное сердце человека.
Схиархимандрит Софроний
В современном обществе сильное распространение получили различные социальные учения, говорящие о том, на каких общественных и государственных началах должно быть перестроено общество.
Материалистическое учение утверждает, что счастье человека зависит от избытка у него материальных благ. Господь же сказал, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).
Итак, не в материальном богатстве счастье человеческое. Как говорит епископ Михаил Таврический: «Вся внешняя культура, вся цивилизация — только цвет ядовитый, хотя и обольстительно красивый, хотя постоянно и утончающийся в своем аромате». Счастье народа зависит только от его внутреннего духовного богатства. Благо народа — лишь в его нравственной чистоте. Если все это будет, то Промысл Божий даст народу и достойных правителей, и справедливый порядок устройства общества, и материальное процветание.
Здесь — в жизни нации и государства — приложима та же истина, которой должна руководствоваться всякая человеческая душа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (т. е. внешнее благоустройство) приложится вам» (Мф. 6, 33).
Если же у кого болит душа за народ и он хочет облегчить его страдания, хочет послужить ему, хочет посвятить ему свою жизнь, то лучше всего послужить ему на поприще его духовного просвещения.
Вот как говорит об этом прп. Симеон Новый Богослов:
«Главная цель общественной жизни и общественного служения — взаимное друг другу содействие в жизни духовной».