Современная практика православного благочестия

Если эти последние, считающиеся живыми, бессильны помогать нам, то те — для мира умершие, но вечно живые — чутко и нежно относятся к нам, смотрят на наши нужды, слушают наши просьбы и спешат на помощь в нужде.

Какой истинный христианин не имеет опыта и не был обрадован быстрым и чудным исполнением своих просьб, когда он обращался к таким скоропослушным и любвеобильным святым, как святитель Николай, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский и подобные им. Приобщимся же к этой особой радости — радости иметь всегда в своей душе образы святых, наших великих братьев и сестер во Христе, радости постижения их красоты и красоты живущего в них Христа.

Есть и еще сокровища, открывающиеся одинаково душам Марфы и Марии. Это — постижение красоты Божьего творения.

Чрезвычайно многообразна эта красота. Она дышит в природе, в ее бесконечно разнообразных и прекрасных формах. И христианин не может не любить природы как Божьего творения. Через нее он постигает неизмеримую премудрость и величие Творца вселенной.

Совершенная радость всегда будет наполнять сердце, когда оно научится так воспринимать природу, как воспринимал ее св. Иоанн Дамаскин (в посвященной ему поэме А. К. Толстого):

     Благословляю вас, леса,      Долины, нивы, горы, воды,      Благословляю я свободу      И голубые небеса.      И посох мой благословляю,      И эту бедную суму,      И степь от края и до края,      И солнца свет, и ночи тьму,      И одинокую тропинку,      По коей, нищий, я иду,      И в поле каждую былинку,      И в небе каждую звезду.      О, если б мог всю жизнь смешать я,      Всю душу вместе с вами слить;      О, если б мог в мои объятья      Я вас, враги, друзья и братья,      И всю природу заключить.

А вот как воспринимал природу поэт К. Р.:

     Бывают светлые мгновенья:      Земля так несравненно хороша.      И неземного восхищенья                      полна душа.      Творцу миров благоуханье      Несет цветок, и птица песнь дарит:      Создателя Его созданье                                                    благодарит.      О, если б воедино слиться      С цветком и птицею, и всей землей      И с ними, как они, молиться                                                       одной мольбой;      Без слов, без думы, без прошенья      В восторге трепетном душой гореть      И в жизнерадостном забвенье                                                          благоговеть.

Здесь уместно будет вспомнить слова Дарвина, что «красоты мира постигаются лишь верующими людьми».

По красотам этого мира христианин может предощущать и красоты и радости Царства Небесного.

Как пишет священномученик Петр Дамаскин:

«Если этот временный мир, называемый местом изгнания и осуждения преступивших заповедь Божию, так прекрасен, во сколько же раз более прекрасны вечные и непостижимые блага, которые Бог уготовал любящим Его!»