Современная практика православного благочестия
Если эти последние, считающиеся живыми, бессильны помогать нам, то те — для мира умершие, но вечно живые — чутко и нежно относятся к нам, смотрят на наши нужды, слушают наши просьбы и спешат на помощь в нужде.
Какой истинный христианин не имеет опыта и не был обрадован быстрым и чудным исполнением своих просьб, когда он обращался к таким скоропослушным и любвеобильным святым, как святитель Николай, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский и подобные им. Приобщимся же к этой особой радости — радости иметь всегда в своей душе образы святых, наших великих братьев и сестер во Христе, радости постижения их красоты и красоты живущего в них Христа.
Есть и еще сокровища, открывающиеся одинаково душам Марфы и Марии. Это — постижение красоты Божьего творения.
Чрезвычайно многообразна эта красота. Она дышит в природе, в ее бесконечно разнообразных и прекрасных формах. И христианин не может не любить природы как Божьего творения. Через нее он постигает неизмеримую премудрость и величие Творца вселенной.
Совершенная радость всегда будет наполнять сердце, когда оно научится так воспринимать природу, как воспринимал ее св. Иоанн Дамаскин (в посвященной ему поэме А. К. Толстого):
Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу И голубые небеса. И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от края и до края, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду. О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить; О, если б мог в мои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить.
А вот как воспринимал природу поэт К. Р.:
Бывают светлые мгновенья: Земля так несравненно хороша. И неземного восхищенья полна душа. Творцу миров благоуханье Несет цветок, и птица песнь дарит: Создателя Его созданье благодарит. О, если б воедино слиться С цветком и птицею, и всей землей И с ними, как они, молиться одной мольбой; Без слов, без думы, без прошенья В восторге трепетном душой гореть И в жизнерадостном забвенье благоговеть.
Здесь уместно будет вспомнить слова Дарвина, что «красоты мира постигаются лишь верующими людьми».
По красотам этого мира христианин может предощущать и красоты и радости Царства Небесного.
Как пишет священномученик Петр Дамаскин:
«Если этот временный мир, называемый местом изгнания и осуждения преступивших заповедь Божию, так прекрасен, во сколько же раз более прекрасны вечные и непостижимые блага, которые Бог уготовал любящим Его!»