Современная практика православного благочестия

Недаром же говорят св. отцы, что «одна душа, ищущая совершенства, в глазах Господа дороже тысячи душ, не стремящихся к преображению своего сердца».

Вспомним о том, что разбойник на кресте, не имевший добрых дел, ни времени для их свершения и для совершенствования, первым вошел в Царство Небесное. Он вошел туда за то, что душа его нашла в себе внутреннюю силу вырваться из глубины греховного мрака и в смирении и покаянии преклониться перед красотой и величием духовного облика Господа Иисуса Христа.

Вспомним также об истории св. блаженной Таисии (память 10 мая ст. стиля).

Она совратилась с пути и жила блудно, хотя ранее благотворила египетским инокам. Авва Иоанн Колов пришел к ней и был принят под видом продавца драгоценностей.

Оставшись наедине с Таисией, он заплакал и стал увещать ее.

Проснулась душа Таисии: «Веди меня в монастырь, отче!» — сказала она Иоанну.

Бросив свой дом и все имущество, она тотчас же пошла за старцем.

Ночь застала их в пути. Благословив ее на отдых, старец отошел от нее, помолился и лег спать.

В полночь он проснулся и увидел, что от места, где спала Таисия, ангелы возносили душу на небо.

Подойдя к Таисии, Иоанн нашел ее мертвой. И был ему голос с неба, говорящий: «Покаяние ее, принесенное в один час, принято паче долговременного покаяния многих, не оказывающих при покаянии такие самоотвержения».

Также всем нам известны верующие, считающие себя ревностными христианами, которые посещают храмы, постятся и выполняют христианские обычаи.

Но в отношении к близким они проявляют гнев, раздражение, осуждение, эгоизм, черствость, недружелюбие и необщительность — словом, все признаки отсутствия смирения и Христовой любви.

Так они ведут себя годами и десятками лет, не замечая своего жалкого состояния и почитая себя праведниками.

Безрадостна жизнь подобных людей из числа верующих — этих «бесплодных смоковниц», которых так резко осудил Господь (Мф. 21, 19).

Можно думать, что именно таким людям бывает чужда та благодатная радость, отсутствие которой, по словам прп. Макария Великого, является несчастием для христианина.

Прп. Макарий Великий так пишет об этом:

«Если кто, ради Господа оставив своих, отрекшись от мира сего, отказавшись от мирских наслаждений, имения, от отца и матери, распяв себя самого, сделается странником, нищим и ничего не имеющим, вместо же мирского спокойствия не обретет в себе Божественного успокоения, не ощутит в душе своей услаждения духовного, вместо тленных одежд не облечется в ризу Божественного света по внутреннему человеку, вместо сего прежнего и плотского общения не познает с несомненностью в душе своей общения с небесным, вместо видимой радости мира сего не будет иметь внутри себя радости духа и утешения небесной благодати и не примет в душу, по написанному, Божественного насыщения (Пс. 16, 15), — одним словом, вместо сего временного наслаждения не приобретет ныне еще в душе своей вожделенного нетленного услаждения: то стал он "солью негодной"(Мф. 5, 13), он жалок более всех людей.

Он и здешнего лишен, и Божественным не насладился, не познал по действию Духа во внутреннем своем человеке Божественных тайн».

Глава 11