Современная практика православного благочестия

Я подумал. «Если Господь так всех помилует, то зачем; же мы — монахи — так себя мучаем и несем такие тяжелые подвиги?»

Тогда Господь, отвечая на мои мысли, говорит:

«Кто так подвизается, те будут Моими друзьями. А остальных Я только помилую».

И отошел Господь. (Дается в пересказе, прим. авт.).

«Спасшиеся». Как пишет ап. Павел: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 14–15).

Для этой группы верующих характерно их стремление послужить Господу, хотя, может быть, и не всегда удачное.

Как видно из текста Священного Писания, и в одной категории душ человеческих, достигающих Царства Небесного — «спасшихся» — уже имеется большое различие.

Одни их них непосредственно «получают награду», а другие достигают спасения, пройдя предварительно через какие-то испытания или страдания, которые апостол уподобляет «огню».

Сюда можно отнести и тот случай, когда родители или наставники не приложили необходимых усилий и старания, чтобы воспитать в своих детях или питомцах христианскую веру и благочестие, хотя сами имели веру и в какой-то степени начало добродетелей христианских.

К спасению ведет верующих и терпеливое, без ропота, перенесение страданий. По словам св. Иоанна Златоуста: «Чтобы спастись, нам не надо грешить; кто грешит, тем надо каяться; а кто кается, тем надо терпеть страдания».

«Омытые» или«Очищенные». «Омытому нужно только ноги умыть»(Ин. 13, 10), и «вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам», — говорит Господь апостолам на Тайной вечере(Ин. 15, 3). Однако, хотя они и достигли в свое время великой святости, но в тот момент апостолы были еще не совершенны в добродетелях (оставление Господа в Гефсиманском саду, отречение Петра, желание отличия и проявление безжалостности у Иоанна и Иакова (Мф. 20, 20–21).

Итак, здесь нет еще полноты развития Христовой любви, смирения и других христианских добродетелей.

Вот что сказано о душе одной девушки, пострадавшей на земле за Церковь. Явившись во сне своей подруге, она говорила: «Мне хорошо. Но я знаю теперь и о более высокой степени блаженства праведников. Однако я не могу быть принятой в их обители: у меня не хватает цветов добродетелей».

«Просвещенные». Обращаясь к христианам в Риме, ап. Павел пишет: «Вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр. 10, 32).

Здесь потому можно говорить уже про значительные подвиги христианина, подъятые во имя Христа. К перечисленным выше группам можно отнести и тех из христиан, которых принято в Церкви называть «подвижниками благочестия».

«Праведники и святые»(в современном понимании последнего термина). «Праведный да творит правду еще, и Святый да освящается еще», — читаем мы в Священном Писании (Откр. 22, 11).

Как видно из этого текста, Священное Писание различает понятия «творить правду» и «освящаться».

Можно думать, что первое относится к внешним, волевым подвигам христианина, а второе к очищающей и освящающей душу благодати, дарующей душе драгоценные христианские добродетели.

На высших ступенях просвещения души — святости, особо ревностным христианам даруются и особые возможности служения через дары исцеления болезней, изгнания бесов, прозорливости и пророчеств.

«Всякому имеющему дастся и приумножится», — говорит Господь (Мф. 25, 29).

Развитие христианских добродетелей здесь достигает значительной полноты при видимом осиянии души Духом Святым.