Современная практика православного благочестия
Потому что, будучи еще во плоти, имели уже в себе оное ощущение сладости и оное действие силы. Как при окончании мира, когда этой твари не станет, праведники будут жить в Царстве, во свете и в славе, не видя ничего иного, кроме того, как Христос пребывает всегда во славе одесную Отца, так и эти, ныне уже восхищенные и отведенные пленниками в будущий век, созерцают всю тамошнюю красоту и чудеса. Ибо мы, будучи еще на земле, имеем жительство на небесах как обитатели и граждане того мира по уму и по внутреннему человеку.
Как видимое око, будучи чистым, чисто всегда видит солнце, так и ум, совершенно очистившись, всегда видит славу света Христова и с Господом пребывает день и ночь, подобно тому как Тело Господне, соединившись с Божеством, всегда спребывает с Духом Святым.
Но в эту меру не вдруг достигают люди, и то только трудами, скорбью и великими подвигами».
Послесловие к части 6-й
Вот что на склоне лет было написано в дневнике одного христианина, бывшего «блудного сына» и лишь в преполовении жизни своей имевшего счастье возвратиться в «Отчий дом».
«Затихает волненье страстей… Гаснет интерес к внешней мирской жизни: хочется подальше уйти от нее…
Но неизвестно — омыты ли ранее запачканные духовные одежды слезами покаяния?..
Вот мысль о роковом уходе из Отчего дома и позднем возвращении обратно…
Но Отец милостив — Он выдает ту же плату начавшим работу в одиннадцатый час, что и в первый.
Грешник, великий грешник, и это так ясно видно на склоне дней, когда пройден путь и изучена жизнь. Но ведь ради грешников Господь и пришел. Он Сам сказал: "Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).
Жалок, слаб и убог. Но глубина этого сознания водворяет в душе смирение, а «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 19).
Нищий во всем. Заслуживаю всех наказаний, заслуживаю ада.
Но пошли в ад — все равно и там буду славословить Тебя, а сердце будет всегда полно Тобою. А если в сердце будешь жить Ты, то сам ад не превратится ли в рай?
Так же как рай ниспадет до ада, если Ты оставишь его.
В течение жизни я научился постигать Твою неизреченную милость, Твою любовь и безмерную благость, Твою промыслительную заботу о блудном сыне — в великих и самых малых вещах.
Ты так много прощал, и всегда милость Твоя сопровождала мое покаяние. Постепенно стала зарождаться любовь, которая "изгоняет страх"(1 Ин. 4, 18). А страх остается лишь в том, как бы не огорчить Любимого.
Любить — это беззаботно отдавать всего себя Любимому, и с надеждой на Его мудрый Промысл принимать от Него все, что Ему угодно послать, — сладкое или горькое, легкое или тяжелое, радостное или печальное.
Любить — это значит всегда и во всех случаях жизни говорить: "Слава Богу за все!"
Да будет имя Господне благословенно отныне и до века!»
Часть седьмая. Христианское воспитание детей
Предисловие