Православное Догматическое Богословие

О равночестности и единосущности Духа с Отцом и Сыном свидетельствуют такие места, как:

«крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19),

«Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).

Здесь наравне называются все три Лица Святой Троицы. Сам Спаситель выразил Божественное достоинство Духа Святаго в следующих словах: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Матф. 12:32).

Переход ко Второй Части Догматического Богословия

Когда мысль человека направляется к уразумению жизни Бога в Самом Себе, эта мысль теряется в своей беспомощности и приходит лишь к сознанию неизмеримого и непостижимого величия Божия, бесконечной, непроходимой разницы между тварью и Богом, такой разницы, что невозможно делать никакого сравнения между ними.

Но когда та же мысль верующего человека обращается к познанию Бога в мире, в действиях Божиих в мире, она всюду, во всем, видит силу Божию, мысль Божию, благость и милость Божию. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20). Далее, обращаясь к своей душе, углубляясь в себя самого, сосредоточиваясь в молитве, пребывая в Церкви Христовой, человек по мере своего духовного роста становится способным уразумевать невыразимую словами близость Божию к Его творению, в особенности же к человеку.

И далее, — перед духовными глазами верующего христианина предстает бездна — безграничная и светлая — всепревосходящий любви Божией к каждому из нас, открывшейся в ниспослании в мир и в крестной смерти Сына Божия ради нашего спасения.

В познавании премудрости и благости Божией, близости Божией, любви Божией; а с другой стороны, в познавании того, что нужно человеку для получения спасения и для приближения к Богу, — состоит конечная цель Догматического богословия во второй его части.

Вторая часть трактует, таким образом, о Боге Творце и Промыслителе, Спасителе нашем и Осветителе, и Завершителе судеб мира.

Часть вторая

О Боге в Его явлении миру

Содержание: Бог — Творец мира. Образ творения мира. Побуждение к творению. О совершенстве творения. Природа и назначение ангельского мира Ангелы в Священном Писании. Творение ангелов. Природа ангелов. Степень совершенства ангелов. Число ангелов; ангельские степени. Служение ангелов. Человек — венец творения Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела. О происхождении душ отдельных людей. Бессмертие души. Душа и дух. Образ Божий в человеке. Назначение человека. От величия творения — к несравненному величию Творца.

Бог — Творец мира