An Essay on Orthodox Dogmatic Theology

Языческое многобожие есть одно преступное отступление от древней всеобщей веры в единого Бога, явившееся плодом неве{стр. 113}жественности и нравственной испорченности людей, и так суеверно и нелепо, что сами же языческие писатели, поэты и философы подвергают его осмеянию, исповедуя в то же время единство Божие (утверждение апологетов, также Климента Ал. в Стром. V, 14, Августина — Ο граде Бож. IV, 13 и др.). Оно само в себе заключает несообразности. «Если Бог не един, то нет Бога», с силою и справедливостью говорил Тертуллиан, a по словам св. Афанасия, как «многоначалие есть безначалие», так и «многобожие есть безбожие» (Сл. на язычн. 38). Множество богов невозможно. Если допустить многих богов, надобно непременно предположить, что они или различаются между собой чем-нибудь (напр. по благости, силе, премудрости, по времени, месту и пр.), или не различаются. Если они будут различаться, то один не будет иметь чего-нибудь такого, что принадлежит другому; следовательно, это уже не будет Существо совершеннейшее, это не будет Бог. а если у них общи все те свойства, которые относятся к бытию и сущности, и они не имеют никакого различия, то нет причины, почему бы их различать; тогда вернее сказать, что один Бог, а не многие (Дамаскин. Точн. изл. веры, I, 5).

Против двубожников, допускавших два совечных, враждебных между собой начала — доброе и злое (дуализма), здравая мысль устами учителей церкви представляла следующее. Система дуализма вовсе не нужна для объяснения происхождения зла, с каковою целью она измышлена. Появление нравственного зла в мире есть дело сотворенной свободы, а зло физическое по существу своему не есть зло, а таковым является только по отношению к нам и посылается или допускается Богом для нашей же нравственной пользы. С другой стороны, допускаемые этим лжеучением два начала, доброе и злое, совершенно немыслимы и составляют одно положительное противоречие. Как враждебные между собой начала, начало добра и начало зла должны быть представляемы или равносильными или неравносильными: если они равносильны, то борьба их окончилась бы истреблением добра и зла в мире; а если бы, наоборот, они были неравносильны, то сильнейшее уничтожило бы слабейшее, и тогда существовало бы в мире {стр. 114} или одно добро или одно зло. — Можно еще предположить бытие третьего, высшего начала, которое бы определило местопребывание каждому из этих двух начал и ограждало неприкосновенность их власти: но тогда, если они будут равны ему, будет уже не два, а три бога, если же будут подчинены ему, как высшему началу, то Бог один и им остается быть без права на распоряжение миром (Тертул. Прот. Марк. 1–4; Афанас. Сл. на язычн. 6–7; Кирил. Иерусалимский. Оглас. VІ, 6; Дамаскин. Изл. веры, IV, 20).

Отдел второй.

О Боге троичном в лицах

§ 22. Богооткровенность догмата ο Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость.

Понятиями ο совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, какое даровано нам в откровении. Оно вводит нас в глубочайшую тайну жизни Божества, когда изображает Бога единым по существу и троичным в лицах. Познание этой глубочайшей тайны дает человеку только откровение. Если до некоторых познаний ο свойствах божественной сущности и до призвания единства Божия человек доходит путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святый, что «в сей Св. Троице ничтоже первое и последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны» (симв. св. Афанасия), — до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой человеческий разум. Догмат ο троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в особенном и полнейшем значении этого слова, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина от иудеев, и от магометан, и вообще от всех тех, которые знают только единство Божие (что исповедывали и лучшие из язычников), но не знают тайны ο триипостасности Божества.

{стр. 115}

In Christian doctrine itself, this dogma is a fundamental or fundamental dogma. Without the recognition of the three persons in God, there is no place either for the teaching of God the Redeemer, or for the teaching of God the Sanctifier, so that it can be said that Christianity, both in its entirety and in each particular truth of its teaching, relies on the dogma of the Holy Scriptures. Trinity.

Being the cornerstone dogma of Christianity, the dogma of the Most Holy Trinity is at the same time the most incomprehensible, and not only for people, but also for angels. The most vivid imagination and the most penetrating human mind cannot comprehend: how is it that there are three persons in God, each of whom is God, not three Gods, but one God? How did all the persons of the Holy Spirit? The Trinities remain completely equal to each other and at the same time so different that one of them, God the Father, is the beginning of the others, and the others are dependent on Him in being, the Son through birth, the Holy Spirit. "Through the procession?" According to ordinary human ideas, such a relationship between persons is a sign of subordination of one to another. What, finally, is birth and procession in God, and what is the difference between them? All this is known only to the Spirit of God. For the Spirit searcheth all things, and the depths of God.

§ 23. The history of the dogma of St. Trinity

Such separateness and distinctness with which the Church teaches its members the teaching of the revelation of the Holy Scriptures. It received the Holy Trinity in the Church gradually, in connection with the false teachings that arose in it. In the history of its gradual revelation of the dogma of the Holy Scriptures. Three periods can be distinguished from the Trinity: 1) the exposition of dogma before the appearance of Arianism, when the doctrine of the hypostasis of divine persons in the unity of the Godhead was revealed predominantly; 2) the definition of the doctrine of consubstantiality with the hypostasis of divine persons in the struggle against Arianism and Doukhoborism; 3) the state of the Church's teaching on the Trinity in the future, after its final determination at the Second Ecumenical Council.

{p. 116}

Period one. The first Christians confessed the Father, the Son, and the Holy Spirit in the formula of baptism, in the creeds, in the doxologies of the Holy Spirit. Trinity, liturgical hymns and martyric confessions of faith, but in the most particular definitions of the properties and mutual relations of the persons of the Holy Trinity. The Trinity was not included. Representatives of this part of Christians were the Apostolic Fathers. In their writings, when they spoke of the Trinity, they repeated the sayings of the Apostles almost with literal exactness.