Очерк православного догматического богословия

III. Утверждая, что человеку даруется оправдание единственно по вере в Искупителя, протестантство решительно отвергло за добрыми делами значение условия спасения: «веруем, учим и исповедуем, говорится в одной из символических книг протестантских, что значение добрых дел должно быть отрицаемо не только в том случае, когда дело идет об оправдании верой (т. е. в крещении), но даже и в том, когда рассуждение идет относительно вечного спасения, согласно очевид{стр. 37}ному свидетельству апостола (именно Рим 4, 6–8 и Еф 2. 8–9. Cm. Form. conc., p. I, c. IV, 2, 7). И еще: если мы говорим, что «грешник оправдывается пред Богом, то это значит, что он благодатью Божией освобождается (от виновности) всех своих грехов и от праведного осуждения, усыновляется Богом и делается наследником вечной жизни без всяких заслуг добрыми делами, имел ли он их, имеет, или будет иметь, — ради единственно только заслуги и совершенного послушания, величайших страданий и воскресения Господа нашего И. Христа» (ibid. p. II. с. III, 9). Избегая крайностей католицизма, протестантство, таким образом, впало в другую крайность, совершенно исключило необходимость деятельного усвоения оправданным и освященным в крещении плодов оправдания и освящения посредством не только веры, но в доброделания в последующей за крещением жизни христианина. Правда, протестанты всех времен постоянно говорят, что они требуют добрых дел, что они признают их необходимыми для того, чтобы вера была живою, которая одна оправдывает, что к совершению их обязывает христианина чувство долга, благодарность к Богу и под. (Apol. art. III, 68), и потому обвинение, будто они проповедуют учение, опасное для нравственности, основано «на непонимании, или же на злостном искажении протестантского учения». Но все это, очевидно, есть лишь только прорывающийся голос совести, только уступка требованиям природы человеческой, — уступка, не оправданная в учении. Самим же этим учением совершенно извращается нравственная сущность христианства, отнимаются у человека основания и побуждения к доброделанию.

Выражение своего учения об оправдывающей вере без дел протестанты видят у ап. Павла. Указываются ими преимущественно следующие места из его посланий: мыслим верою оправдатися человеку без дел закона (Рим 3, 28; сн. 4, 6–8); не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою; не оправдится от дел закона всяка плоть (Гал 2, 16). Благодатию есте спасени через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, да никтоже {стр. 38} похвалится (Εφ. 2, 8–9). Ho этими выражениями не отрицается значение добрых дел, а только утверждается та мысль, что человек не может спастись сам собою, своими собственными силами и делами, — ни делами закона Моисеева, которыми думали оправдаться иудеи, поставившие свою правду — законническую, правде же Божией не повинушася (Рим 10, 3), ибо законом познание греха (5, 13–20), ни вообще делами, хотя бы и согласными с требованиями естественного закона, каковы дела язычников, но совершенными без веры во Христа и вне церкви. Эти дела, иудеев и язычников, не могущие оправдать человека-грешника, апостол обычно обозначает: έργα νόμον или просто έργα. Ho есть дела, совершаемые по обращении ко Христу, которые, по апостолу, и важны и необходимы для спасения, которых апостол требует от христиан: мы создани во Христе Иисусе на дела благая, говорит он (Еф 2, 10; сн. Кол 1, 10; Рим 2, 7; Евр 10, 24 и мн. др.). Одна вера без любви и дел по вере не спасет человека (1 Кор 13, 2). Этого рода дела, необходимые для спасения, ап. Павел обозначает словами: τα άγαθά 'έργα, τα καλά 'έργα, τό έργον πίστεως, но никогда не называет их έργα νόμου и έργα. В ап. Иакове протестантство имеет и особенно прямого обличителя своего учения об оправдывающей вере (2, 14–26).

§ 123. Крайности реформатства в учении об оправдании и спасении: отрицание всеобщности благодати, учение ο безусловном предопределении и благодати непреодолимой.

По общепротестантскому учению, в грехопадении человеческая природа подвергалась столь глубокому повреждению, что человек утратил свободу к добру. Оправдывает и спасает человека одна благодать с полным устранением какого-либо участия в том самого человека. Отсюда следовало, что благодать, спасая, действует с непреоборимою силою, насильно влечет человека ко спасению, и если однако не все спасаются, то причина этого может заключаться не в человеке, а в Самом Боге, — в том, что Он не всем дарует спасающую благодать, а кому хочет; кому сообщить, кого лишить благодати, — это всецело за{стр. 39}виcит от Его безусловной воли, от Его безусловного предопределения. Лютеранство уклонилось от принятия столь сурового и безотрадного учения, но реформатство сделало и приняло в свою вероисповедную систему и выводы по отношению к оправданию и спасению человека, следовавшие из крайнего учения ο повреждении грехом человеческой природы. Оно признало, что I) спасающая благодать Божия даруется не всем людям, а только некоторым, избранным, что II) предопределение Божие в полном смысле безусловно: Бог от вечности, по одной Своей безусловной воле, известное число людей избрал и предназначил к вечному спасению, а других отверг и осудил на вечную погибель, и что III) благодать Божия на предопределенных ко спасению действует непреодолимо, вследствие чего они необходимо спасаются [3].

Православная Восточная церковь на Иерусалимском Соборе в 1682 г. решительно осудила все эти утверждения реформатства, как ложные и нечестивые, противопоставив им свое исповедание веры (см. Посл. вост. патр. 3 чл.).

I. Реформаты утверждают, будто Бог, дабы показать богатство Своего милосердия, из всего грешного рода человеческого хочет спасти только немногих избранных. На них лишь простирается сила искупительных заслуг Христовых и за них лишь умер И. Христос, они лишь призываются ко спасению, a все остальные, отвергнутые Богом, или вовсе не призываются ко спасению (каковы, напр., язычники, никогда не слыхавшие евангельской проповеди), или хотя и призываются внешним образом, через слово Божие, и Бог дарует им, по-видимому, Свою благодать, но дарует не действительно, т. е. вовсе не с той целью, чтобы они научались от слова истины, уверовали и спаслись. Но утверждать это, значит приписывать Богу не бо{стр. 40}гатство, а какую-то нищету милосердия. Милосердие Божие не может простираться на одних и не простираться на других. Ибо если все люди равно сделались виновными пред Богом, то явно, что Он, или как правосудный Судия, должен отвергнуть всех, или как любящий Отец, — сделать всех участниками Своего милосердия. Откровение прямо и учит, что Он есть Отец всех людей, иудеев и язычников (Мф 6, 9; Рим 3, 29–30), что Он всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим 2, 4), — долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да еси в покаяние приидут (2 Пет 3, 9), почему и Христос предал Себя для искупления не избранных лишь, а всех, для всех людей стяжал и спасительную благодать.

Но если Бог всем людям хощет спастися, то, без сомнения, Он всем людям, без всяких ограничений, готов подавать и дары Своей спасающей благодати. Так, благодать, призывающая людей ко спасению, относится ко всем людям с точки зрения воли Божией, желающей всем человеком спастись: «божественная и просвещающая благодать, называемая нами также предваряющею, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех» (Посл. вост. патр. 3 чл.). Сообщение ее соединено с проповедью евангелия (Рим 10, 17). И И. Христос дал повеление апостолам проповедывать покаяние и отпущение грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима (Лк 24, 47; сн. Кол 1, 28). Бог призывает ко спасению даже тех, которые не внемлют Ему и не хотят идти на голос зовущего (Ис 65, 2, 12; Притч 1, 24). Иудеям во времена апостольские проповедывалось евангелие несмотря на то, что они отвергали его (Деян 13, 46) и затыкали уши, чтобы не слышать гласа Божия (Еф 4, 7). Потому-то и церковь, которой вверены словеса Божии, проповедует Евангелие всем, а не избранным только. Благодать, укрепляющая силы христианина на подвиги добра, также предлагается всем, которые послушались голоса призывающей благодати и вступили в церковь Христову; таинства, через которые сообщается благодать, установлены И. Христом не для некоторых только, а для всех членов церкви, {стр. 41} ибо И. Христос повелел апостолам учить и крестить вся языцы (Мф 28, 19), а в притче ο званных на вечерю (Лк 14, 18) таинственно изображал Бога призывающим не одних изъявивших желание, но и отказавшихся придти на ту св. вечерю, на которой предлагается хлеб жизни и чаша спасения. Все в церкви делаются причастниками таинств, а через таинства и благодати Божией, равно все оглашаются проповедью Евангелия. Но все ли суть избранные сыны царства Божия? Никто, без сомнения, не станет утверждать подобной мысли.

Реформаты указывают, что некоторые народы вымерли, не слыхав проповеди ο спасении во Христе, а это служит будто бы видимым доказательством, что благодать не всеобща, что есть отверженные Богом от участия в благах искупления. Το, конечно, правда, что не все люди и даже народы слышат слово благовестия Христова. Благость Божия хотя и всем человекам хочет спасения, но действительное призывание благодатью в царство Христово, ограничивается в известное время только некоторыми. Это последнее обуславливается не одной волей Божией, но и свободой человеческой, восприемлемостью естественных сил человека к гласу призывающей благодати. На избрание одних народов предпочтительно пред другими нужно смотреть как на дело премудрости Божией (образец — притча ο работниках в винограднике в ев. Мф 20, 1–16), которая при этом сообразуется с состоянием разумных своих творений и потому призывает народы к новой жизни в христианстве не прежде, как путем естественного развития они настолько подвинутся, что явятся все естественные условия к принятию ими христианства (Ин 6, 14; Деян 16, 6–7; 16, 9). Премудрость Божия в самом избрании одних народов уготовляет семена для будущего призвания в царство благодати других народов, находящихся пока в естественном состоянии (миссионеры). Притом в церкви Христовой существует верование, что настанет время, когда всем народам будет проповедано Евангелие. Ввиду всего этого ошибочно было бы видеть причину того, что так много поколений родятся и умирают не слыша евангельской проповеди и не участвуя в дарах благодати Св. Духа, в отвержении их Богом {стр. 42} по одной Его безусловной воле. Это тайна, которая откроется для нас в будущем.

Что же касается утверждения реформатов, будто Бог, если и призывает отверженных, дарует им лишь «по-видимому» Свою благодать, т. е. «по-видимому» только хочет им спастись, а не на самом деле, то подобная мысль возмутительна для христианского сознания и чувства, — прямо богохульна.

II. Ложно и реформатское учение ο безусловном предопределении. Православная церковь ο предопределении учит так. «Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности, а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, Который хощет всем человеком спастися и в познание истины приити. Но так как Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (Посл. вост. патр. 3 чл.). Предопределение Божие, таким образом, не безусловно, а условно: оно основывается на предведении Божием и уславливается свободой предопределяемых.

Такое понимание требуется общим духом и смыслом учения всего св. Писания ο будущем воздаянии людям. Оно учит, что живот вечный есть достояние только тех, которые принимают и надлежащим образом пользуются теми средствами, какие дарует благость Божия для достижения спасения, которые т. е. несомненно веруют в Своего Искупителя (Ин 3, 36; 6, 47) и творят волю Отца небеснаго (Мф 7, 21). И, напротив, кто не имеет веры в Сына, осужден будет (Мк 16, 16). кто не возродится водою и Духом и не сотворит воли Отца небесного, не внидет в царствие Божие (Ин 3, 5; Мф 7, 21). Следовательно, если Бог от вечности предопределяет известных людей к животу, то побуждается к этому не одной Своей благостью, но и собственными трудами и усилиями людей в содеянии ими своего спасения, их верою и добрыми {стр. 43} делами; равно, когда других Он предопределяет к осуждению, то по причине отвержения ими благодати, закоснения во зле. Это подтверждается и словами Самого Судии, которые Он скажет в день последнего суда. Стоящие одесную Его услышат: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бο и дасте Ми ясти; возжадахся и напоисте Мене… Α сущим ошуюю Его будет сказано: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся, а не напоисте Мене; странен бех, и не введосте Мене… (Мф 25, 34–44). Всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор 5, 10; сн. 1 Кор 3, 8; Рим 2, 6–8).