Очерк православного догматического богословия

Извращение и смешение догматических определений священства с каноническими допущено Римской церковью и в других отношениях, как видно из установления ею сана или достоинства кардиналов. Кардиналы (по штату их полагается 70) — первые советники папы и непосредственные его помощники в деле управления церковью, имеющие своим судьей только его одного. По степеням священства они разделяются на кардиналов-диаконов, кардиналов-пресвитеров и кардиналов-епископов. Но самое звание «кардинала» (от cardo — основные вереи, крюки или петли, на которых вращаются двери), независимо от степени, дает всем им преимущества пред всеми чинами иерархии, не исключая даже митрополитов и патриархов. Кардиналь{стр. 236}ский сан считается самым высшим достоинством после папского. При торжественных с папой священнослужениях даже кардиналы-диаконы имеют преимущества первостояния и ближайшего участия в нем пред всеми иерархами — не кардиналами, в том числе и пред самими патриархами. Всякий кардинал точно так же, как и епископ, вправе не только иметь у себя домовую церковь, но и священнодействовать везде вне своей церкви на переносном престоле. Кардиналы-пресвитеры имеют епископское право посвящения (хиротесии) в низшие церковные чины, кардиналы же диаконы могут совершать литургию, как пресвитеры [14].

IV. Как на особенность, отличающую Западную церковь от Восточной, хотя недогматического характера, следует указать еще на безбрачие (coelibatus), налагаемое ею, как общий закон, на все духовенство, не исключая и низших клириков. В Восточной церкви, по древнецерковным правилам, на иерархические степени могут быть возводимы или избравшие безбрачную жизнь навсегда, или вступившие в брак предварительно. Рукоположение составляет препятствие ко вступлению в брак (VI Вс. С. 6 и 13 пр.). Для высшей степени — епископской требуется жизнь безбрачная. Но Римская церковь брачное состояние, хотя бы освященное таинством, признает несовместимым с достоинством священного сана и потому удостаивает посвящения лишь находящихся в безбрачном состоянии и дающих обязательство сохранять безбрачие. Обычай безбрачия лиц духовных утверждался в Римской церкви постепенно, — в продолжение нескольких веков и мерами насилия (особенно при папе Григории VII), при протестах со стороны духовенства и мирян. Даже к Тридентскому собору предъявлено было требование разрешения брачной жизни для священников. Но такие требования найдены опасными для римского престола и собор утвердил безбрачие духовенства, как закон, а не признающих важности и силы этого закона определил подвергать анафеме (Sess. XXIV, cap. 9).

{стр. 237}

Закон, принуждающий к безбрачию, не может быть оправдан ни св. Писанием, ни св. Преданием, ни целью, с какой настойчиво проводился папством. В св. Писании нет указаний на обязательное безбрачие духовенства. Спаситель говорил ο безбрачии, как состоянии исключительном, доступном для немногих лиц: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть (Мф 19, 11–12; сн. 1 Кор 7, 7, 32–33), a ап. Павел предписывал своему ученику наблюдать только, чтобы избираемый на священные степени был единыя жены муж (1 Тим 3, 2; Тит 1, 5–6), т. е. первобрачный. Древняя церковь не только никогда не требовала от духовных лиц обязательного безбрачия, но и строго запрещала им разрывать свое законное супружество даже под видом благочестия (Ап. пр. 5; Анк. 10; Гангрск. 4 и 9 пр.), а римские требования целибата прямо осудила (VI Всел. 13 пр.). Известно, как на Первом Вселенском Соборе, когда некоторые епископы предлагали сделать обязательным безбрачие для всех священнослужителей, восстал против этого знаменитый девственник и строгий подвижник еп. Фиваидский Пафнутий и убеждал всех не налагать на духовенство иго безбрачия, которое не все могут вместить. Видимым побуждением и целью узаконения целибата было возвысить и по образу жизни духовенство над верующими мирянами и сделать его более самоотверженным и преданным своему служению. Но, в действительности, запрещение честного и законного супружества способствовало лишь развитию т. н. конкубината и вообще преступных связей в духовенстве. Поэтому и доселе раздаются требования об отмене обязательности безбрачия, тем более, что Рим дозволяет брачное состояние униатским священникам. Но дать такое же дозволение коренному латинскому духовенству папство не находит возможным и по побуждениям не религиозно-нравственным и каноническим. Целибат, дающий папству слуг, не знающих ни семейно-родственных, ни общественно-государственных обязательств, связанных лишь послушанием папству, нужен, как одна из опор, хотя бы и гнилых, для сохранения единства (внешнего) Римской церкви, почему папство и не может поступиться этим законом.

{стр. 238}

§ 165. Протестантское учение ο всеобщем священстве христиан. Протестантская ординация.

Протестантскими вероисповеданиями, — лютеранством и реформатством, отвергается священство, как таинство. Общецерковному учению об иерархии и священстве, как таинстве, протестантство противопоставило учение ο всеобщем священстве христиан. Все верующие, как крещеные, учит оно, равны по своим благодатным правам, все находятся в непосредственном отношении к Богу, все непосредственно Богом научаются и освящаются, и потому — все священники и не имеют нужды ни в органах, ни в носителях благодати для передачи ее другим, не нуждаются ни в научении, ни в какой либо иной помощи со стороны другого человека. Посвящением Бог наделяет не того или другого в частности, но всех вообще крещеных и в одинаковой мере, — наделяет Своим внутренним действием на дух человека. Вследствие этого внутреннего посвящения каждый христианин, как храм и орган Божества, имеет jure divino право не только к должности учителя, но и к совершению таинств; внутреннее посвящение, кроме полномочия, дает и способность к тому. Последовательное проведение мысли ο всеобщем священстве христиан вело к отрицанию вообще необходимости должностных лиц, которые бы брали на себя обязанность учить и совершать таинства. Ho по поводу появления многих фанатических учителей, применивших на практике учение ο всеобщем священстве, в «Аугсбургском исповедании» появился член: «никто не должен в церкви учить публично и совершать таинства, если не призван к тому законным порядком (rite vocatus)». Для избежания беспорядка верующие должны отказаться от пользования своими священническими правами и поручать это одному или нескольким лицам, смотря по нужде (art. XIV. Apol. ad. art. XIV). Передача общего права священства в протестантских обществах (у лютеран, реформатов, социниан и других протестантских сектах) или ординация (поставление должностных духовных лиц) совершается через возложение рук, соединен{стр. 239}ное с молитвой, в которой на избранного к служению слову испрашивается изобильное излияние даров Св. Духа, т. е. употребляется тот же видимый знак, какой употреблялся апостолами и употребляется во все времена кафолической церковью. Но значение и внутренний смысл его существенно отличны от того, какой придает этому действию Вселенская церковь. Протестантская ординация есть лишь одна формальность, соблюдаемая во избежание возможности незаконного выступления на служение слову со стороны не призванных к тому, не безусловно обязательная, есть простое действие введения в должность, простой обряд, не сообщающий избранному особого дара Св. Духа, дара священства. Поэтому лица, над которыми совершен этот обряд, ничем не отличаются по благодатным полномочиям от тех, над которыми он не был совершен. Понятно отсюда, что в протестантстве не допускается существенного различия и между служителями слова, — разделение на степени иерархии. Отсюда же объясняется и особенность протестантства, касающаяся того, кому должно принадлежать право совершения ординации. Церковь предоставляет это право исключительно епископу, имея ввиду слова Спасителя: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы (Ин 15, 16), и слова апостола: благословляемый от большаго благословляется (Евр 7, 7). Ho в протестантстве усвояется право совершать ординацию всякому пастору, всякому духовному лицу и даже простому мирянину, ибо существенного различия, кроме различия по названию, не существует между духовными и недуховными. Правда, в большей части протестантских обществ это право предоставлено носителям церковной должности и преимущественно высшим (супер-интендентам в Германии, епископам — в Дании, Швеции), но это делается лишь ради порядка, для благоприличия (jure humano). Самые эти высшие должности составляют собственно учреждение государственное и но имеют, как духовные должности, никакого преимущества пред всеми другими, и потому пастор, принимающий на себя высшую должность — супер-интендентство (епископство), не нуждается в новом посвящении.

Нетрудно видеть, что внутренний источник протестантское {стр. 240} отрицание учения ο священстве, как таинстве, и мысль ο всеобщем священстве христиан имеют в общих началах протестантства. В связи с этими началами стоит или падает и все это учение. В частности, что касается учения ο всеобщем священстве христиан, то всеобщего священства в том смысле, в каком оно понимается протестантством, церковь никогда не знала. Правда, св. Писание говорит ο всеобщем священстве в известном смысле. Еще Израилю, выделенному Богом из среды всех других народов, взятому в удел Божий (Исх 19, 5; 23, 22), было сказано: вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх 19, 6; 23, 22). И в Новом Завете ап. Петр убеждает христиан: сами, яко камение живо, зиждитеся во храм духовен, святительство свято (ίεράτεύμα άγιον), возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом… Вы же род избран, царское священие (βασίλειον ίεράτεύμα), язык свят, людие обновления (1 Пет 2, 5, 9). В Апокалипсисе говорится: сотворил есть нас (И. Христос) цари и иереи (ίερείς) Богу и Отцу Своему (1, 6; сн. 20, 6). Но как в Ветхом Завете, несмотря на то, что весь Израиль был царством священников, была иерархия, Богом же учрежденная, так и в церкви Новозаветной всеобщность священства в смысле апостольского учения ο нем не исключает богоучрежденности особого священноначалия и священнослужения, имеющего особый дар благодати для прохождения служения. Называя христиан священством святым и иереями Божиими, Писание нигде не говорит ο том, чтобы всем христианам поручено было и дано было божественное право учить, совершать таинства и управлять; напротив, оно учит, что И. Христос одних поставил апостолами, других — пророками, третьих — пастырями и учителями (Еф 2, 27–29; сн. Еф 4, 11), и посему не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все пастыри (1 Кор 12, 22–24, 27). Верующие во Христа называются священством потому, что все они. как рожденные от воды и Духа, имеют дерзновение священнодействовать пред Богом, каждый для себя, в храме тела своего, как храме {стр. 241} Духа Св. (1 Кор 6, 19), духовно принося Ему телеса свои в жертву живу и благоугодные молитвы, моления, прошения, благодарения, дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное и прочие добродетели (Рим 12, 1; Еф 6, 18; Евр, 13, 15–16). В том же смысле апостолы называют христиан, как имеющих помазание от Святаго, и царями. И как не позволительно из наименования их царями выводить, что все они цари в политическом смысле, так непозволительно и в мысли ο всеобщности священства видеть усвоение каждому члену церкви иерархических прав и полномочий.

§ 166. Вопрос ο действительности Англиканской и старокатолической иерархии

I. Англия, разорвав в XVI в. свой многовековой союз с Римом, образовала в своей независимой от Рима церкви независимую же от папства иерархию, состоящую из епископов, пресвитеров и диаконов. Сохранение иерархического устройства составляет одну из характеристических особенностей англиканства по сравнению со всеми другими отраслями протестантства, вследствие чего церковь эта называется еще епископальной. Поставление на иерархические степени в Англиканской церкви совершается епископом, через рукоположение, соединенное с молитвой. Но есть ли англиканская иерархия действительная иерархия, обладающая всеми благодатными дарами истинной иерархии? Р.-католическая церковь с самого первого времени существования англиканской иерархии, независимой от Рима, не признавала действительности англиканских посвящений по догматическим и каноническим основаниям, и членов ее, в случае переходов в католицизм, считала нужным снова рукополагать в степени священства, начиная с низших. Α в недавнее время папа Лев XIII ex cathedra (в булле «Apostoliсае curae» 1896 г. 13 сент.) объявил, что «рукоположения, преподанные по англиканскому чину, были и суть совершенно недействительны и вполне ничтожны» [15]. Церковь право{стр. 242}славная не имела поводов выразить свое суждение об англиканской иерархии в виде особого соборного постановления или определений органов высшей духовной власти в автокефальных церквах Востока. Но и с православной точки зрения имеются основания для сомнений и даже прямого отрицания действительности англиканских посвящений, — основания частью догматического, частью историко-канонического характера.

Бесспорно, что там, где не признается самое священство таинством, там рукоположения не имеют благодатной силы таинства. Между тем в англиканских вероизложениях положительно и ясно выраженного учения ο священстве, как таинстве, нет; напротив, в них говорится. что священство «не должно считать таинством евангелия» (XXV чл.). Но если священства, как таинства, не существует, то, с точки зрения англиканской же вероисповедной системы, в хиротонии лицам посвящаемым не сообщается благодати, а, следовательно, хиротония имеет лишь то значение, что через нее даются внешние полномочия для церковного служения. Отсюда, — иерархическое служение является служением, подобным другим служениям в человеческсй деятельности, но не учреждением божественным (jure divino), существенно необходимым в церкви, а «состоянием дозволенным». Ο богоучрежденности иерархии (вообще и всех трех степеней ее в частности) и священства в древне-церковном смысле, равно ο безусловной необходимости епископского посвящения, нет учения в англиканских вероизложениях, равно и в чине посвящений [16].

Иерархия действительна при условии непрерывно преемственной связи с иерархией апостольской через законное епископское рукоположение. Но признать англиканскую иерархию с точки зрения {стр. 243} древне-церковных канонов сохранившей это преемство затруднительно. Родоначальником современной англиканской иерархии является Матфей Паркэр, возведенный прежде всех других епископов на кафедру архиепископа Кентерберийского при королеве Елизавете. Но от совершения хиротонии Паркэра отказались те епископы католики, законность и полноправность которых к совершению ее была несомненной, а совершили его рукоположение (17 дек. 1559 г. по чину Эдуарда) такие «епископы», права которых совершать действительную хиротонию были сомнительны. Из них три (У. Барлоу, Дж. Скори и М. Ковердаль) были епископами, низложенными со своих кафедр в царствование Марии католички во имя власти римского епископа; возвращены им епископские полномочия и предназначены новые кафедры королевской властью в дарствование Елизаветы. Четвертый из рукополагателей Паркэра (Дж. Годжкинс) был лишь только викарием (суффраганом), т. е., по канонам, не имел права самостоятельно действовать в качестве епископа, особенно при совершении рукоположений в священные степени (Антиох. соб. 10 прав.), тем более при хиротонии во епископа-примаса; такое полномочие дано ему, как и первым трем рукополагателям, светской властью. Современная англиканская иерархия, таким образом, имеет своим источником светскую власть, власть «мирских начальников». Согласить такой способ восстановления древнего порядка церковного управления с узаконениями древне-вселенской церкви затруднительно (30 ап. пр.; I Вс. 4 и 6 пр.; VII Вс. 3 пр.; Антиох. 19 пр.; Карф. 13 пр.). К тому же, ο главном из рукополагателей — У. Барлоу совсем нет записи ο его посвящении во епископа в актах Кентерберийской кафедры. Наконец, сомнение в действительносги священноначалия в Англии вызывается и вероисповедными особенностями англиканства. Англиканская церковь со времени отделения от Римской церкви в своем вероучении допустила ряд заблуждений протестантского характера. В частности, не признавая седмеричного числа таинств, она, кроме священства, и миропомазание не признает богоустановленным таинством. Отсюда выходит, что сами епископы, не приемля миропомазания, как таинства в {стр. 244} собственном смысле, не имеют тех даров Св. Духа, которые в православной церкви считаются необходимыми даже для всякого мирянина. Может ли это располагать к признанию действительного обладания ими благодатными иерархическими полномочиями? Древняя церковь не признавала действительным священство в тех обществах, члены которых не были признаваемы правильно сподобившимися благодатных даров миропомазания, и потому принимавшиеся в общение с ней через миропомазание не сохраняли иерархических степеней.

Конечно, окончательный приговор по вопросу ο действительности англиканской иерархии может произнести только вся Вселенская церковь своим соборным определением или по согласию своих главных представителей. Но надеяться на признания ее действительной со стороны кафолической церкви нет достаточных оснований [17].