Статьи, беседы, проповеди, письма

Так и Церковь.

Она не даёт вам серебра и золота, не даёт житейских благ — но она протягивает руку и подымает вас.

Она не даёт материального благополучия. Но она открывает смысл жизни, научает правде. Даёт истинную радость. Зовёт на вечерю в Царствие Божие.

Но большинство не слышит этого зова, уподобляясь человеку, который, умирая от жажды, отверг источник чистой воды и припал бы к грязной луже.

Это было бы безумие! Но хорошо, если бы это было безумие! Это наваждение диавольское. Это обман бесовский.

Св. Антоний Великий видел великана, голова которого упиралась в небо, а руки были распростёрты. Летели птицы, и те из них, которые не могли подняться и перелететь выше руки, падали вниз, а которые перелетали, те подымались к небу. Это были души умерших людей.

Но что даёт власть над людьми этой тени, этому призраку? Что мешает людям быть в числе избранных на вечери, которую устроил человек в притче сегодняшнего евангельского чтения?

Мешают"земля","волы","семья" — мешает суета мирской жизни.

И хоть бы счастливы были люди по–земному! Но что, кроме горя, слёз и страданий, даёт этот базар мирской суеты? Кто счастлив? Никто. Или, может быть, не всех зовёт Христос?

Но пусть человек прислушается к своему сердцу. Он услышит там этот постоянный призыв.

Вам посылается болезнь. Это ли не несчастье! Но прислушайтесь. И вы услышите, что это Господь зовёт вас, ибо болезнь побуждает вас думать о смерти, о вечности, о смысле жизни.

Умер у вас близкий человек. Какое неутешное горе! Но это Господь зовёт вас к себе, ибо только вера даёт силы высшим смыслом преодолеть всю бессмыслицу, всю нелепость смерти.

Вы оклеветаны, у вас житейские неприятности — прислушайтесь к сердцу, и здесь Господь зовёт вас к себе. Ведь найти утешение, осмыслить всё происходящее, не захлебнуться в этих житейских дрязгах можно, только живя со Христом.

А если Господь посылает вам радость, столь редкую в нашей жизни, — разве не услышите вы в сердце своём тот же зов ко Христу? Может ли что‑либо, кроме веры, дать смысл радости, не превратить её для вас в мелькающую тень?

Но на пути в Царствие Божие есть и ещё одно искушение: и чем дальше идёт жизнь, тем могущественнее его влияние на душу человека. Это искушение, этот соблазн коренится в мысли, что если большинство уходит от Церкви — то неужели же"все"неправы, а правы немногие, сохраняющие веру?

Всё нам предсказано, ибо Господь сказал:"Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?"(Лк, 18, 8).

Мы, верующие,"прах попираемый", мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие.

Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит:"Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему‑либо в моём спасении".

А Максим Исповедник, когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул:"Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом — я не причащусь с ним".

И всё же мысль, что другие думают иначе, что"все"уходят от Церкви — соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит:

— Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей — на вечерю Христову.