Статьи, беседы, проповеди, письма

Но на пути в Царствие Божие есть и ещё одно искушение: и чем дальше идёт жизнь, тем могущественнее его влияние на душу человека. Это искушение, этот соблазн коренится в мысли, что если большинство уходит от Церкви — то неужели же"все"неправы, а правы немногие, сохраняющие веру?

Всё нам предсказано, ибо Господь сказал:"Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?"(Лк, 18, 8).

Мы, верующие,"прах попираемый", мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие.

Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит:"Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему‑либо в моём спасении".

А Максим Исповедник, когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул:"Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом — я не причащусь с ним".

И всё же мысль, что другие думают иначе, что"все"уходят от Церкви — соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит:

— Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей — на вечерю Христову.

Дабы соделаться нам, как говорит апостол Пётр,"причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью"(2 Пет. 1, 4).

Аминь.

8 января 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь". А многочисленное воинство небесное славило Бога:"Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"(Лк. 2, 10–14).

Но где же слава — когда поругание? Когда надели венец терновый и били по лицу, и спрашивали, издеваясь:"Скажи, кто ударил Тебя?"

Но где же мир — когда ненависть и крики: распни, распни Его! Где благоволение в людях — когда Голгофа?

И вопрошают люди мирские: где обетованная радость, когда вся жизнь — беспрерывный ряд скорбей?

Думали ли вы когда‑нибудь, что должен испытывать человек, приговорённый к смерти? И вот, после долгих и страшных ожиданий распахнулась бы дверь, и некто сказал бы:"Ты, свободен".

Ангел и возвестил миру такую свободу. Ибо родившийся Христос освободил мир от казни смертной.

Если бы не воплотился Сын Божий, если бы не было Голгофы и Искупления, если бы не воскрес Христос, — чем стала бы жизнь, как не ожиданием смерти?

Что было бы впереди, кроме открытой могилы, если бы не было за ней воскресения?