Статьи, беседы, проповеди, письма

"Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".

Это закон Божий.

Мирской, житейский закон иной! В жизни мирской закон другой.

Если случится с человеком житейское несчастье — его постараются утопить поглубже. Если человек упадёт — его постараются затоптать ногами.

А вот когда случится несчастье с душой человеческой, когда человек согрешит перед Богом, Господь говорит ему:"Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".

Закхей был грешник, презираемый людьми, стяжавший себе богатство неправедное. Но Господь не отринул его. Видя в сердце его покаяние, пришёл к нему в дом. Вот утешение для всех, кого повергают в уныние содеянные грехи!

"Ныне, — говорит Господь, — пришло спасение дому сему".

Ныне, теперь, сегодня! Это значит, что для христиан нет власти прошлого! Долгие годы греховной жизни не должны обессиливать его унынием. Для христианина каждый день может быть началом новой жизни. Принеси покаяние. И прошлого нет. Начинай новую жизнь. Начинай её ныне, сейчас же, не откладывая… Разве это не утешение для сознающих тяжесть своих прошлых согрешений!

"Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме", — так говорит Христос каждому, готовому Его принять. И каждому постучит Господь в сердце. Будет день, будет час, когда увидит Господь, что дом сердца нашего готов отвориться для встречи Христа — и Господь постучит в него.

Но Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее, и принёс спасение, и готов придти к нам только тогда, когда мы искренне сами стремимся, как Закхей, увидеть Христа. Когда мы сами Его любим. А любовь проверяется жертвой. Надо нести Крест Христов. Ведь наши несчастия житейские — это не Крест. Страдания становятся Крестом только тогда, когда они для Христа. Не всех призывает Господь к жертве. Но каждый должен быть в глубине сердца быть на неё готов. Только тогда будет согревать нас своими лучами та любовь, которая горит в каждом евангельском слове. Только тогда будет относиться и к нам то, что сказал Господь Закхею:"Ныне пришло спасение дому сему, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".

Аминь.

7 февраля 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь сказал:"Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится"(Лк. 14, 11)."Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать", — говорит апостол Иаков (Иак. 4, 6).

По словам св. Иоанна Кассиана:"Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость".

Св. Иоанн Лествичник гордость называет:"Отвержение Бога","виновница падения","корень хулы".

А св. Василий Великий сравнивает её со змеёю, которая скрылась за прекрасным цветком, и когда человек хочет сорвать этот цветок, змея наносит ему смертельный укус. Гордость подстерегает человека на всех ступенях духовной жизни. И все труды его превращает в ничто. На высоте духовной она даже опаснее для человека. Как говорит св. Иоанн Кассиан:"Чем более богатую пленит она душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает её".

Разве не прекрасный цветок — милосердие? Но разве не может человек впасть в гордость, совершая дела милосердия из тщеславия напоказ, чтобы видели и восхваляли люди?

Разве не прекрасный цветок — молитва? Но разве не может отравить её яд гордости? Разве не может человек возгордиться своею святостью?