Статьи, беседы, проповеди, письма

Младший сын расточил в дальней стране имение своё, живя блудно.

Это про нас. Это мы расточили духовное богатство своё, живя блудною мирскою жизнью.

И вот, когда настал голод в той стране, блудный сын пошёл к одному из жителей, тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был насытиться рожками, которые ели свиньи.

Это про нас. Это мы, голодные духовно, готовы заполнить пустоту души своей"рожками" — низменными, животными страстями.

А дальше — уже не про нас. Дальше уже про немногих

"Придя же в себя, сказал…"

Многие ли приходят в себя? Многие ли приносят покаяние?

"Придя же в себя, сказал:…Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих"(Лк. 15, 17–19).

Многие ли сознают грехи свои пред Отцом своим? Многие ли говорят так?

"Встал и пошёл"блудный сын назад, в отчий дом.

Кто же из нас поступает так? Кто"встаёт?"Кто возвращается в обитель жизни духовной?

А тех, которые не только приносят словесное покаяние, но действительно возвращаются к Отцу, какая радость ждёт их!

Отец побежал навстречу сыну своему. Обнял его и целовал. Велел принести лучшую одежду, велел перстень надеть на руку его и обуть ноги его. Велел принести откормленного тельца. И устроил пир. Ибо сын этот"был мёртв"и ожил, пропадал и нашёлся.

Господи! Даруй нам истинное покаяние!

Дай нам силы придти в себя. Встать. Пойти к Отцу. Нас ждёт там великая радость прощения, нас ждёт там духовный пир.

Аминь.

28 февраля 1925 г.

Перед Прощёным воскресеньем

В церкви св. Панкратия за всенощной

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот привёл Господь вновь дожить до святых дней Великого поста. Завтра Прощёное воскресенье. Святая Церковь долго подготовляла нас к этим дням.

В притче о мытаре и фарисее она научила нас истинному смирению. В притче о блудном сыне показала путь покаяния. В неделю мясопустную показала нам грядущий Страшный Суд.

Великий пост потребует от нас жертвы. Мы будем поститься, молиться, трудиться. Но прежде жертвы Господь требует от нас милости.

"Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших"(Мф. 6, 15).

Но надо простить не внешне. Не исполнить лишь привычную формальность, сказав:"Простите меня ради Христа"и поклонившись в ноги. Надо, чтобы сердце загорелось любовью, чтобы там, внутри, в глубине души нашей, не осталось никакой озлобленности и обиды против ближних наших. Это людей можно обманывать внешним обрядом прощения, в то время как сердце остаётся жестоким. Но Господь сердцеведец Он видит всё, что совершается в нас. Для того чтобы по–настоящему простить обиды, надо, чтобы в сердце была любовь.

Но достигнуть состояния любви — дело всей нашей жизни!

Любовь иссякла в людях, как говорит апостол, от беззакония.