Статьи, беседы, проповеди, письма

"Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому", — сказал Господь (Ин. 1, 51).

Исполнилось ли это обетование Божие? Где небо отверстое? Где Ангелы Божии? Где Сын Человеческий? Спрашивает один с сомнением, другие с разочарованием, третьи со злобой.

Да, исполнилось обетование Божие! Но чтобы видеть небо, надо лицо поднять от земли, надо очи возвести к небесам, надо горе иметь сердца.

Спрашиваем: где небо, а сами смотрим в грязь; спрашиваем: где Ангелы, а сами толкаемся в уличной толпе; спрашиваем: где Сын Человеческий, а сами прикованы к житейским заботам.

Недавно Господь привёл меня служить панихиду у гроба умершего человека. Лицо у покойника было измученное, страдальческое, кожа да кости. Скончался от рака желудка — почти от голодной смерти. Я сидел в комнате, где дожидались знакомые, пришедшие на панихиду, и слышал рассказ, как он умирал. Перед смертью позвал священника, исповедовался и причастился. А двум детям своим сказал:"Может быть, вы вырастете неверующими, но помните, что говорит вам умирающий отец, — когда будете умирать, причаститесь Святых Тайн".

Вот когда открылись ему небеса. Почему мы вспоминаем о Христе, умирая? Если бы помнить о нём в жизни! Для тех, кто видит Его небо отверстым, вся жизнь освещается по–иному.

Но видеть небо отверстым могут чистые сердцем:"Блажени чистии сердцем, яка тии Бога узрят".

Дабы омыть сердца, запылённые житейской суетой, загрязнённые мирской жизнью, вы приносили покаяние на исповеди. А за Божественной литургией исполняется обетование Спасителя.

Литургия — отверстое небо. С нами сослужат Ангелы Божии, восходящие и нисходящие к Сыну Человеческому. И Сын Человеческий, Господь Иисус Христос, присутствует среди нас и делает нас сопричастными Божественного естества.

Аминь.

5 апреля 1925 г.

В церкви св. Панкратия за Литургией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слава Богу за всё!

Слова эти впервые были произнесены св. Иоанном Златоустом на смертном одре, в момент мученической кончины в тяжком изгнании.

Да сподобит и нас Господь произносить это Божественное славословие — но не в храме только, а и в жизни.

Слава Богу за всё!

Посылает Господь нужду. Заботы о хлебе смущают душу. Безысходное положение порождает уныние.

Слава Богу за всё, ибо и Спаситель наш не имел где преклонить голову.

Ты ропщешь на то, что люди оклеветали тебя.