Статьи, беседы, проповеди, письма

14 мая 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В эту неделю вы слышали евангельское чтение о расслабленном.

О том, как Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим после праздника иудейского и увидел расслабленного около купальни, называвшейся Вифезда — дом милосердия.

Было там пять крытых ходов, и в них лежало множество больных, хромых, иссохших, слепых, ожидающих движения воды. Был тут расслабленный, находившийся в болезни 38 лет. Он не мог получить исцеления, потому что когда Ангел возмущал воду, кто‑нибудь раньше успевал опуститься в воду.

И спросил его Христос:"Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл"(Ин. 5, 69).

Святое Евангелие учит нас не только словами поучения, не только притчами и заповедями. Оно учит и событиями земной жизни Спасителя. Исцеление расслабленного также многому научает нас.

Разве Церковь Христова не дом милосердия? И разве мы не слепые, хромые, иссохшие, расслабленные? Мы воистину слепые, и потому немощна вера наша. Не видим мы Господа. Потемнели духовные очи наши.

Воистину хромые — и потому не идём правым путём, а сбиваемся то в одну, то в другую сторону.

Мы иссохшие — нет у нас радости о Христе. Иссушили мы душу свою житейскими заботами.

Мы расслабленные — нет у нас твёрдой воли неослабно идти по пути спасения.

Церковь Христова — купель, всегда и для всех дающая исцеление. Почему же так мало больных, желающих исцелиться? Церковь исцеляет тех, кто весь отдаётся Христу. А мы хотим исцеляться, погружая в жизнь церковную лишь малую часть нашей души.

Сегодня мы слушаем церковные песнопения, а завтра непристойные песни. Мы за суетой мира не находим времени для постоянной молитвы.

Пост для нас — отживший предрассудок

А правила церковные? Я не знаю книги более страшной для нашей совести, чем Книга Правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Читать эту книгу — значит подвергать себя жестокому бичеванию. Многие ли знают второе правило Антиохийского Собора, которое гласит:"Все ходящие в Церковь и слушающие Священные Писания, но по некоему отклонению от порядка… отвращающиеся от причащения святой Евхаристии да будут отлучены от Церкви".

А как же нам не быть хромыми, слепыми, иссохшими, расслабленными, когда мы раз в год причащаемся Святых Тайн. Ведь кухонной пищей не насытишь человеческой души — она требует пищи Небесной.

Господь устами Церкви говорит нам всем:

— Встань, возьми постель твою и ходи.

Он говорит нам это всеми скорбями, пережитыми каждым из нас. Он говорит это всеми пережитыми нами испытаниями.

И судьбы Православия зависят не от тех или иных внешних обстоятельств жизни, а от того, услышат ли души верующих эти слова Христовы.