Статьи, беседы, проповеди, письма
Пост для нас — отживший предрассудок
А правила церковные? Я не знаю книги более страшной для нашей совести, чем Книга Правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Читать эту книгу — значит подвергать себя жестокому бичеванию. Многие ли знают второе правило Антиохийского Собора, которое гласит:"Все ходящие в Церковь и слушающие Священные Писания, но по некоему отклонению от порядка… отвращающиеся от причащения святой Евхаристии да будут отлучены от Церкви".
А как же нам не быть хромыми, слепыми, иссохшими, расслабленными, когда мы раз в год причащаемся Святых Тайн. Ведь кухонной пищей не насытишь человеческой души — она требует пищи Небесной.
Господь устами Церкви говорит нам всем:
— Встань, возьми постель твою и ходи.
Он говорит нам это всеми скорбями, пережитыми каждым из нас. Он говорит это всеми пережитыми нами испытаниями.
И судьбы Православия зависят не от тех или иных внешних обстоятельств жизни, а от того, услышат ли души верующих эти слова Христовы.
Аминь.
17 мая 1925 г.
В церкви св. Панкратия за Литургией
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали слова Спасителя, имеющие великое значение для нас, верующих.
Для неверующих в этих словах обличение. Для верующих — призыв. Для неверующих в них — грозный суд, для верующих — радостная надежда.
Вот эти слова:"Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную"(Ин. 4, 14).
Все люди хотят быть счастливыми, радостными. Но немногие ищут истинного счастья и истинной радости. Немногие приходят к Источнику воды живой. Громадное большинство, весь мир, идёт другим путём — к источнику плотских страстей, отдаёт ему все свои силы, всю свою жизнь и взамен получает гибель и смерть.
Ищут счастья в мирских наслаждениях. Но это призрак. Пустая мечта. Эти наслаждения, давая мимолётное подобие счастья, падают в душу тяжёлым свинцом, и человек испытывает страшную тоску, уныние, пустоту.
Хотят найти счастье в устроении житейского благополучия. Но это призрак. Внешнее благополучие не даёт никакого счастья. Это так ясно, когда видишь на исповеди несчастные человеческие души. Или вы думаете — служащие счастливее тех, которые лишились места? Каждый несчастен по–своему. Каждый плачет о своём. Но плачут все.
Призрак счастья — в славе человеческой. Ибо проходит эта тленная жизнь. Призрак счастья — всё, что не от Источника воды, текущей в жизнь вечную. А между тем, в погоне за этим призраком сколько люди делают зла, как ненавидят, как обижают друг друга. Сколько боли и слёз из‑за этой погони за личным призрачным счастьем.
Господь даёт воду живую. Разве не главное страдание наше от царящей в мире неправды? Но приходящим к Источнику воды живой Господь говорит: алчущие и жаждущие правды насытятся.
Разве не от скорбей льётся столько слёз человеческих? А Господь говорит:"Блажени плачущий, яко тии утешатся".