Статьи, беседы, проповеди, письма

А есть и такие, которые пришли сюда, как на зрелище. Которые вчера ходили смотреть"Багдадского вора", а сегодня пришли послушать протодиакона Михайлова.

Святая Церковь ни перед кем не закрывает дверей своих. Она радуется всякому приходящему. Ибо люди, пришедшие из одних побуждений, здесь, в Церкви, могут получить нечто другое, для них неожиданное. Молитва, песнопения, священнодействия могут тронуть душу помимо её воли и намерения.

Но что же мы, проповедники, можем сказать не для избранных,"верных"Христу, а для всех здесь собравшихся?

Вставал ли перед вами вопрос: почему люди ненавидели Христа? Что дал Он им, кроме любви, добра, милосердия? И в ответ крики"распни!", заглушающие крики"осанна!"

А ученики Спасителя? Не им ли сказано, что они будут ненавидимы всеми за имя Христово?

Мы — пастыри Церкви. Здесь, в церкви, нам оказывают почести. Мы облекаемся в блестящие одежды. Мы совершаем великое страшное таинство Евхаристии. Ангелы Божии сослужат нам. Мы окружены поклонением, нас называют"отцами"и целуют наши руки. Но достаточно выйти за ограду церкви, как ненависть и злоба окружают нас. Оскорбление, брань, плевки — вот чем встречает нас мир.

Почему же? За что же это? Или мы хуже всех? Или мы такие преступники?

Ответ на вопрос даёт одно событие из жизни священномученика Панкратия.

При его приближении содрогнулись идолы и пали в море.

Вот ответ на вопрос.

Идолопоклонство давно уничтожено, но наша мирская жизнь — это поклонение прежним идолам. Бесы, действовавшие в древних истуканах, нашли иные формы для порабощения мира.

Были идолы силы, славы, изобилия, любви.

И ныне люди падают ниц перед силой, посвящают жизнь свою погоне за славой. Раболепствуют перед материальными благами. Лучшие силы свои отдают земной любви. Церковь страшна им, этим идолам. Её высшие законы заставляют трепетать идолов мирских. И они ненавидят Церковь Христову.

Не за личные грехи ненавидят пастырей, а за тот дух Христов, который живёт в Церкви, служителями которой мы являемся.

Но есть ещё один идол, который ныне имеет власть над людьми больше, чем имел её в древности. Идол этот — смерть.

С ожесточением, с упрямством, с настойчивостью отрекается человек от своего бессмертия, от высшего своего достоинства и низводит жизнь свою на степень естественно–природного бытия.

А Церковь возвещает победу над смертью. Она сокрушает сего идола. Она взывает:"Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"(1 Кор. 15, 55).

Для неверующего человека жизнь — это какой‑то вихрь. Какой‑то мчащийся поезд, где годы мелькают, как станции, в конце пути последняя станция — могила.

А Церковь зовёт к жизни вечной!

И если хочешь ты достигнуть её — поднимайся на церковный корабль! Он приведёт тебя в страну нетления. В Царство Небесное. Где плачущие — утешатся, где насытятся алчущие и жаждущие правды, где чистые сердцем узрят Господа!

Аминь.