Статьи, беседы, проповеди, письма

Ответ на вопрос даёт одно событие из жизни священномученика Панкратия.

При его приближении содрогнулись идолы и пали в море.

Вот ответ на вопрос.

Идолопоклонство давно уничтожено, но наша мирская жизнь — это поклонение прежним идолам. Бесы, действовавшие в древних истуканах, нашли иные формы для порабощения мира.

Были идолы силы, славы, изобилия, любви.

И ныне люди падают ниц перед силой, посвящают жизнь свою погоне за славой. Раболепствуют перед материальными благами. Лучшие силы свои отдают земной любви. Церковь страшна им, этим идолам. Её высшие законы заставляют трепетать идолов мирских. И они ненавидят Церковь Христову.

Не за личные грехи ненавидят пастырей, а за тот дух Христов, который живёт в Церкви, служителями которой мы являемся.

Но есть ещё один идол, который ныне имеет власть над людьми больше, чем имел её в древности. Идол этот — смерть.

С ожесточением, с упрямством, с настойчивостью отрекается человек от своего бессмертия, от высшего своего достоинства и низводит жизнь свою на степень естественно–природного бытия.

А Церковь возвещает победу над смертью. Она сокрушает сего идола. Она взывает:"Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"(1 Кор. 15, 55).

Для неверующего человека жизнь — это какой‑то вихрь. Какой‑то мчащийся поезд, где годы мелькают, как станции, в конце пути последняя станция — могила.

А Церковь зовёт к жизни вечной!

И если хочешь ты достигнуть её — поднимайся на церковный корабль! Он приведёт тебя в страну нетления. В Царство Небесное. Где плачущие — утешатся, где насытятся алчущие и жаждущие правды, где чистые сердцем узрят Господа!

Аминь.

13 августа 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной. Праздник главного престола"Всемилостивого Спаса"

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия"(1 Кор. 1, 18).

Праздник происхождения честных Древ Животворящего Креста Господня, праздник Всемилостивейшего Спаса, установлен в ознаменование земных побед.

И мы, чтя всемогущую силу Божию, являемую в сих победах, поклоняемся Всемилостивому Спасу как победителю и освободителю мира от греха, проклятия и смерти.

Большинство людей отрекаются от плодов этой победы Христовой, отвергают Бога и спасение.

Но так же было и во времена Спасителя. Немногие приняли Его — большинство Его отвергло.

От творил чудеса. Исцелял больных. Воскрешал мёртвых. А люди говорили — в нём бес.

Он прощал грешников, оплакивавших грехи свои. Он говорил, что пришёл не к здоровым, а к больным. Про него злословили, что он пирует с мытарями и грешниками.

Он умыл ноги учеников Своих — на Него клеветали, что он называет Себя царём земным!

Он возвестил миру благую весть о спасении — Его обвиняли в богохульстве.

Он был воплощением любви — и люди распяли Его.