Статьи, беседы, проповеди, письма
Большинство людей отрекаются от плодов этой победы Христовой, отвергают Бога и спасение.
Но так же было и во времена Спасителя. Немногие приняли Его — большинство Его отвергло.
От творил чудеса. Исцелял больных. Воскрешал мёртвых. А люди говорили — в нём бес.
Он прощал грешников, оплакивавших грехи свои. Он говорил, что пришёл не к здоровым, а к больным. Про него злословили, что он пирует с мытарями и грешниками.
Он умыл ноги учеников Своих — на Него клеветали, что он называет Себя царём земным!
Он возвестил миру благую весть о спасении — Его обвиняли в богохульстве.
Он был воплощением любви — и люди распяли Его.
Когда на Голгофе текла по кресту Его Божественная Пречистая Кровь, омывающая грехи мира, люди издевались над Спасителем и говорили: спаси Себя, сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя.
Но эта святая Кровь вознесла крест до Неба. И крестом Спасителя земля соединилась с небесами. Невидимо стоит Голгофский крест и по сие время среди нас. И Господь, как и раньше, исцеляет души наши немощные и больные. Как и раньше, измученные грехами, припадаем мы ко Всемилостивому Спасу, и Он прощает нас. Также, как и раньше, мы, озверевшие в мирской жизни, учимся у Сына Божия, искупившего мир, всепрощению и любви и, как и ныне и присно и во веки веков, дарует Он нам спасение.
Также многие и ныне издеваются над Христом. Хулят Его Имя. И в безумном ослеплении говорят:"Покажите нам, где ваш Бог, и мы уверуем в Него".
Но не все хулили Спасителя на Голгофе. У креста стояла Матерь Его, были ученики, были жены–мироносицы. Были люди, стоявшие с великою скорбью, любящие, верующие, надеющиеся.
Так же и ныне у невидимого креста Христова стоят немногие, сохраняющие веру в Сына Божия, искупившего мир. Скорбные, любящие, надеющиеся. И о чём в день происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня будем просить мы прежде всего Всемилостивого Спаса, как не о том, чтобы Он укрепил веру нашу.
Дабы мы без страха и трепета исповедали пред людьми имя Его, памятуя, что крест"для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия".
Аминь.
14 августа 1925 г.
В Сретенском монастыре за всенощной. Перед пострижением в монашество X.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Спросили у св. Антония Великого:"Отче! Долго ли будут с такою ревностью подвизаться монахи в уединении, нищете, воздержании?"
С воздыханием и слезами св. Антоний ответил:"Придёт время, когда монахи оставят пустыни и будут стекаться в богатые города, где вместо пустынных келий и пещер воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастёт любовь к собиранию богатств, любовь охладеет, вместо воздержания умножится чревоугодие. Монахи будут жить не лучше мирян, от которых они будут отличаться лишь одеянием и наглавником".
"Но будут в то время, — в утешение прибавил св. Антоний, — подвижники, которые своими подвигами превзойдут подвиги древних. Ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, блаженнее тот, кто подвизается, когда все отпадают, чем теперь, когда масса стремящихся к подвижнической жизни".