Статьи, беседы, проповеди, письма

Но от бодрствования нашего, от нашей молитвы зависит, чтобы меньшим бедствиям и испытаниям подвергся этот корабль и чтобы меньше погибших и отпавших было на нём.

В эти ответственнейшие дни перед Господом за Церковь Православную да молятся все верующие и да объединяются вокруг Святой Чаши, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа…

Для нас, объединённых верою и любовью, не страшно тогда ничего — ибо с нами Господь!

Аминь.

18 декабря 1925 г.

В церкви св. Панкратия за заупокойной Литургией (перед гробом богаделки Анны Алексеевны)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сколько прославленных дел — мерзость перед Господом! Сколько людей, считавших себя первыми, окажутся последними, и сколько последних здесь, на земле, окажутся первыми перед Господом!

Это потому так, что оценка человеческая — это одно, оценка Божия — совсем другое.

Вот и раба Божия Анна. Не прославлена она никем. И она одна из последних. Но такие простые, смиренные души окажутся там, за гробом, впереди многих прославленных на земле людьми.

Многими скорбями привёл её Господь к столь ревностному, беззаветному служению храму.

Она имела мужа и некоторый достаток

Умер муж. По–человечески — скорбь. Были дети — умерли. По–человечески — скорбь. Последний сын, самый любимый, самый хороший — умер взрослым. По–человечески — скорбь великая. Жить незачем.

Но Господь освободил её этими испытаниями от земных уз. Она пришла служить храму. Храм стал для неё всем. Она жила только для храма, здесь были все её радости и все её печали.

Не слава и блеск, не гордость и величие делают человека близким Господу. Ему близки смиренные, простые души.

Что значит на языке человеческом — старушка–богаделка? Ничто. Но такие святые души видит Господь, и так радостно молиться об их упокоении.

Аминь.

19 декабря 1925 г.

В церкви Знамения Божией Матери (в Перове) за Литургией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Верую, Господи, помоги моему неверию!

Умножь в нас веру!

Эти молитвы должны быть так близки нашему сердцу, ибо недостаток веры — самая страшная наша болезнь.

Недостаток веры — главнейший источник наших несчастий.

Да, многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Но вера человеческие скорби освещает особым светом; из простого человеческого горя они становятся испытаниями, ведущими нас ко спасению.

Ты лишился имущества, своего житейского устроения — ты считаешь себя несчастным. Но это испытание, которое учит тебя терпению, смирению, упованию на волю Божию. Болезнь посетила тебя. Свою немощь телесную ты именуешь горем. Но это испытание от Господа, чтобы ты помнил о том, о чём мы всё готовы забыть, — о страшном часе смертном.