Статьи, беседы, проповеди, письма
Ведь когда на землю сошла сама Божественная Правда и люди, не приняв её, распяли на кресте своего Бога, — разве жизнь сразу стала другой?
Но если жизнь и смерть Сына Божия не изменила сразу человеческую жизнь, то можно ли спрашивать этого от жизни одного из достойнейших служителей Божиих?
Но христианство постепенно перерождало мир.
И моральное учение Толстого медленно вольёт в жизнь страдающего от грехов своих человечества много света, тепла и сил для борьбы.
Вот в годовщину смерти Толстого и хочется вспомнить с чувством глубокой любви и благоговения эту трудную работу Господню, которую он совершал как истинный апостол Божественной Правды 32.
Лев Толстой и Вл. Соловьёв 33
Лев Толстой не понимал и не любил Вл. Соловьёва. Вл. Соловьёв не понимал и не любил Толстого.
Толстой говорил: опять пришёл Вл. Соловьёв и, наверное, будет читать какую‑нибудь философскую неразбериху; и зачем этот человек тратит свои громадные умственные силы на такой вздор?
Вл. Соловьёв сравнивал христианство Толстого с сектой"дыромоляев", которые всю религию свели к очень простой молитве:"Изба моя, дыра моя, спаси меня"34.
Не понимали, не любили, сходились и расходились всё резче и резче и, наконец, стали почти"врагами".
Так и общество привыкло думать: Толстой и Вл. Соловьёв — две непримиримые противоположности."Толстовцы"и"соловьёвцы"также считают себя двумя враждебными лагерями.
Года три назад я, в качестве"соловьёвца", прочёл в Москве пять публичных лекций о Толстом."Толстовец"Ив. Трегубов в ответ прочёл"разбор"моих лекций. И мы жестоко поспорили 35.
Последние годы, и особенно последние дни Толстого совершенно по–новому осветили его личность, и теперь"распря"двух величайших русских мыслителей представляется мне глубочайшим недоразумением, если хотите — трагедией современного религиозного сознания человечества.
Идея"вселенского христианства"слишком широка и всеобъемлюща, и многие служители одной и той же идеи считают себя врагами только потому, что с разных, иногда противоположных сторон видят одну и ту же истину.
Лев Толстой созерцал эту истину как художник даже в чисто философских своих произведениях.
Вл. Соловьёв созерцал её только как философ даже в своей поэзии.
Толстой всегда изображает. Его"учение" — это описание христианского отношения к жизни, к людям, к Богу. Вся сила Толстого в том, что он показывает христианскую психологию. О любви, о жизни во имя вечности, о проникновенном чувстве добра, о самоуглублении, о напряжённом искании Царствия Божия в своём сердце — вот о чём говорил Лев Толстой.
Всё его учение есть не что иное, как исповедь христианского сердца.
Когда Толстой начинал подыскивать этим переживаниям философские схемы, он сразу становился беспомощен и путался в противоречиях.
Вл. Соловьёв — философ в настоящем смысле этого слова. Он наметил грандиозную, хотя и незаконченную и местами необработанную философскую систему. Он дал философскоеоправдание добра. Его произведение — это раскрытие христианского сознания.