Статьи, беседы, проповеди, письма

Лев Толстой не понимал и не любил Вл. Соловьёва. Вл. Соловьёв не понимал и не любил Толстого.

Толстой говорил: опять пришёл Вл. Соловьёв и, наверное, будет читать какую‑нибудь философскую неразбериху; и зачем этот человек тратит свои громадные умственные силы на такой вздор?

Вл. Соловьёв сравнивал христианство Толстого с сектой"дыромоляев", которые всю религию свели к очень простой молитве:"Изба моя, дыра моя, спаси меня"34.

Не понимали, не любили, сходились и расходились всё резче и резче и, наконец, стали почти"врагами".

Так и общество привыкло думать: Толстой и Вл. Соловьёв — две непримиримые противоположности."Толстовцы"и"соловьёвцы"также считают себя двумя враждебными лагерями.

Года три назад я, в качестве"соловьёвца", прочёл в Москве пять публичных лекций о Толстом."Толстовец"Ив. Трегубов в ответ прочёл"разбор"моих лекций. И мы жестоко поспорили 35.

Последние годы, и особенно последние дни Толстого совершенно по–новому осветили его личность, и теперь"распря"двух величайших русских мыслителей представляется мне глубочайшим недоразумением, если хотите — трагедией современного религиозного сознания человечества.

Идея"вселенского христианства"слишком широка и всеобъемлюща, и многие служители одной и той же идеи считают себя врагами только потому, что с разных, иногда противоположных сторон видят одну и ту же истину.

Лев Толстой созерцал эту истину как художник даже в чисто философских своих произведениях.

Вл. Соловьёв созерцал её только как философ даже в своей поэзии.

Толстой всегда изображает. Его"учение" — это описание христианского отношения к жизни, к людям, к Богу. Вся сила Толстого в том, что он показывает христианскую психологию. О любви, о жизни во имя вечности, о проникновенном чувстве добра, о самоуглублении, о напряжённом искании Царствия Божия в своём сердце — вот о чём говорил Лев Толстой.

Всё его учение есть не что иное, как исповедь христианского сердца.

Когда Толстой начинал подыскивать этим переживаниям философские схемы, он сразу становился беспомощен и путался в противоречиях.

Вл. Соловьёв — философ в настоящем смысле этого слова. Он наметил грандиозную, хотя и незаконченную и местами необработанную философскую систему. Он дал философскоеоправдание добра. Его произведение — это раскрытие христианского сознания.

Лев Толстой не мог простить Соловьёву, что он вместо религии занимается"философией", не учит, а пишет головоломный"вздор".

Вл. Соловьёв не мог простить Толстому плохой философии.

Великое христианское сердце Толстого и великий христианский ум Вл. Соловьёва не поняли и"не нашли"друг друга.

Замечательно, что главнейший пункт несогласия и идейной вражды — это учение о воскресении Христовом!

На это у нас мало обращали внимания в литературе. Когда‑то в"Вопросах философии и психологии"был напечатан отрывок из письма Соловьёва к Толстому — в этом письме он по пунктам и ребром ставит вопрос о воскресении 36. Что ответил на письмо Толстой, неизвестно. Я лично спрашивал В. Г. Черткова об этой переписке, и он также об ответе Толстого ничего сказать не мог. Но и так ясно, что Толстой мог ответить одно: воскресение Христово — легенда.

Соловьёв же доказывает, как видно из письма, теперь целиком изданного Радловым, что воскресение Христово — это победа смысла над безмыслицей.

Разница, как видите, так велика, что трудно говорить о сродстве двух мыслителей.