On the Assurance of Salvation

Итак, мы становимся подлинно свободными, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своей благодатью, чтобы мы были новой тварью во Христе Иисусе (Гал. 5:16), сообразно чему сказано "сердце чистое сотвори во мне, Боже" (Пс. 50:12) (бл. Августин. Энхиридион, гл. 31).

Бог обещает не только простить грехи верующих, но и вложить в их сердца искреннее стремление к праведности: "Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более" (Евр. 10:16-17; Иер. 31:33).

Те, кто действительно прощены и приняты Богом, будут являть плоды этого в своей жизни, ибо та же благодать, которая пробуждает в сердцах верных искреннее упование на Христа, "научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит. 2: 12) (о чем мы подробнее поговорим ниже). Если же наша добродетель является предварительным условием, при котором обетование обретает силу, то любое обетование сразу же недействительно, ибо в силу нашей падшей природы мы не можем выполнить никаких предварительных условий. Напомню: никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха (II Аравсийский собор, кан. 22). Мы должны быть ревностны к добрым делам, но наша надежда может быть основана только на обетованиях Божиих.

Теперь мы можем перейти к следующему вопросу: об оправдании верой.

Оправдание верой

"Оправдание" — одно из ключевых понятий для Апостола Павла. Попробуем определить, прежде всего, что означает само это понятие. Соответствующее греческое слово может иметь два разных значения: а) провозглашать праведным, выносить оправдательный приговор; б) соделывать реально и фактически праведным.

Не подлежит никакому сомнению, что Бог намерен сделать верующих реально и фактически праведными. Христос пришел спасти людей не только от возмездия за грех, но и от греха как такового (Мф. 1:21). Вопрос не в этом, а в том, когда и на каком основании Бог выносит верующему оправдательный приговор: на основании праведности нашего Искупителя, Иисуса Христа, "Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30), причем еще до того, как верующий соделается реально и фактически праведным, или же на основании того уровня реальной и фактической праведности, которого верующий достигнет на момент смерти, усваивая благодать Божию личными усилиями.

Посмотрим, о каком оправдании говорит Апостол: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим. 4:4-8).

"Праведность, вмененная независимо от дел", — это провозглашенная или фактическая праведность?

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1).

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим. 5:9).

Апостол утверждает, что мы уже оправданы "Кровию Его". Может ли это означать, что мы уже сделались фактически абсолютно праведными? Апостолы так не считают: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19).

(См. также уже приводившиеся Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8.)