On the Assurance of Salvation

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12).

Эти слова Господа можно понимать на двух уровнях: в историческом контексте Господь разоблачает ошибку тех, кто полагал, что сама по себе этническая принадлежность к избранному народу обеспечивает участие в мессианском Царстве. Царство носит духовный и нравственный, а не политический характер, и каждый лично за себя решает, войти в него или нет. Такое решение предполагает определенное нравственное усилие.

В контексте христианской жизни Господь говорит об усилиях, которые прилагает христианин, "подвизаясь против греха". В том, что христианская жизнь — это борьба, а не лежание на диване, Писание не оставляет никаких сомнений. Вопрос не в этом, а в том, должны ли мы подвизаться для того, чтобы оправдаться, или потому, что чрез веру мы уже оправданы и приняты Богом?

Давайте подумаем: воины совершают подвиги для того, чтобы быть зачисленными в воинство или потому, что они в него уже зачислены? Подданные служат Государю для того, чтобы принадлежать к его Царству, или потому, что они к нему уже принадлежат? (см. Кол. 1:13). Мы можем здесь использовать тот же образ битвы или похода, к которому уже обращались во введении: победа уже принадлежит нам по обетованию Божию; мы обретем ее как некую осязаемую реальность через то, что будем сражаться.

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). На этот текст иногда ссылаются как на свидетельство того, что жизнь вечная зарабатывается подвигом соблюдения заповедей. Заповеди, конечно, необходимо соблюдать в любом случае, но если мы спросим, может ли человек соблюсти их настолько полно, чтобы обрести этим жизнь вечную, то получим ясный ответ: человекам это невозможно (Мф. 19:26).

Если мы рассмотрим слова Господа (Мф. 19:17) в контексте, то увидим, что они не только не поощряют самоспасения, но и прямо направлены против него. Прочтем весь отрывок полностью: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью; потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:16-26).

Когда к Господу взывали люди, глубоко сокрушенные горем, страданием или грехом, Он давал им иной ответ: вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22; Мк. 10:52; Лк. 7:50; 17:19; 18:42). Здесь же к Нему обращается человек, который вовсе не считает себя грешником, нуждающимся в милости (Мф. 19:20). Он не в состоянии осознать свою нужду в Спасителе. Христос для него "Учитель благий", но не больше. Такому человеку бессмысленно возвещать спасение — сначала нужно разрушить его претензии на самоправедность. Именно это Господь и делает — Он показывает богатому юноше, что на самом деле он не соблюдает заповедей, что он не праведник, который нуждается в инструкциях, как сделаться совсем уж праведным, а грешник, который нуждается в спасении.

Иногда приводят Рим. 2:13: Потому, что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут.

Здесь Павел обличает тщетную надежду некоторых иудеев (а также некоторых членов Церкви) на то, что сама по себе принадлежность к народу Божиему, к сообществу "слушателей закона" может дать оправдание перед Богом. Апостол напоминает, что закон требует не слушания, а исполнения. Оправдаться законом может только тот, кто его исполняет. Несколько далее Апостол указывает на то, что никто — ни иудеи, ни эллины — не исполняют закона и не могут надеяться им оправдаться: Но мы знаем. что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим. 3:19-20).

Рассмотрим так же отрывок Мф. 25: 31-46: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Здесь также речь идет о делах людей, но говорится не о необходимости набрать некий "проходной балл" по добрым делам, а о скорее о том, что "овцы" склонны вести себя определенным образом — проявлять действенную любовь к ближним, а "козлы" — проявлять черствость и жестокосердие. Поведение людей указывает на то, кем они в действительности являются. Те, кого благодать Божия соделала добрым деревом, принесли добрые плоды; те, кто остались худым деревом, принесли худые плоды. Благодать же принимают те, кто уверовали. То, что спасенные никогда и не думали оправдываться делами, ясно из их недоуменных вопросов в стихах 37-38. Их добрые дела происходили не из желания стяжать Царство личными усилиями, но естественно изливались из сердца, преображенного благодатью.

Иногда против уверенности в оправдании приводят слова Апостола: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10).

Этот отрывок становится ясен в свете 1 Кор. 3: 11-15: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня.

Дела христиан будут испытаны, и те, чьи дела оказались подобны соломе, "потерпят урон". Но при этом их вечное спасение не ставится под вопрос — "впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня". Мы можем также обратить внимание на 1 Кор. 11:31-32. Божии суды над христианами носят уже не карательный, но исправительный характер. Этот суд не ввергает в геенну, но, налагая временное исправительное наказание, избавляет от нее.