House Church

Изучение Евангелия год за годом по Евангелистам позволяет все более глубоко понимать каждое из последующих Евангелий. При этом текст надо не пересказывать, а ставить вопросы, вовлекать детей в беседу, заставлять их задумываться над отдельными словами, обращаться к параллельным местам в Новом и Ветхом Заветах. От текста Евангелия нужно переходить к выполнению евангельских заветов в повседневной жизни.

В некоторых семьях возможно просто чтение дневных Евангелий с краткими разъяснениями родителей.

При систематическом изучении Евангелия следует его главы разделить на части, имеющие смысловую законченность. Размышления должны быть не отвлеченными, а связанными с жизнью, чтобы полученные сведения могли преломляться в ней.

Евангелие — святая книга, завет нашей жизни, требует к себе благоговейного отношения. Его осваивают духовно, а не скептическим разумом. Евангелие в храмах целуют как святыню, как мощи и иконы. На Евангелие нельзя класть других книг, даже молитвенников; на нем может лежать только Распятие — Крест.

Публикации текстов Евангелия в светской печати вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, вроде люди как бы просвещаются, а с другой — приучаются относиться к Писанию как к любому газетному и журнальному чтиву, — убивается благоговение перед Святыней. Христианство пытались уничтожить лобовой атакой, а теперь под видом просвещения убивается чувство благоговения, и в этой опасности не отдают себе отчета даже многие деятели Церкви.

Благоговение перед святыней зарождается, закладывается прежде всего в семье, в детском возрасте. Утраченное чувство благоговения очень трудно восстановить.

Религиозные беседы с детьми должны быть радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Стремясь сами к молитве и чтению серьезных книг, не лишайте своих сыновей и дочерей детских и юношеских радостей, забав и увлечений; помните меру возраста каждого. Научитесь прежде всего уважать личность младенца, отрока, юноши, девушки.

При фанатическом давлении, при непосильных посещениях церкви и домашних молебствиях у ребенка может возникнуть протест против религии вообще. Излишняя опека детей во всех крупных и мелких вопросах жизни может привести к тому, что они либо окажутся неспособными к жизни, к принятию собственных решений, либо, живя в родном доме, замкнутся от родителей и, отвергая материнскую и отцовскую опеку, сбросят с себя все, чему родители до этого учили. Детей в меру их возраста надо приучать к ответственности собственного нравственного выбора, оказывая им при этом и помощь с любовью. У человека должна быть в жизни своя собственная активная нравственная позиция.

В переходном возрасте или несколько позже у подростков и юношей происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность, независимость личности, наступает период «бури и натиска», который может принимать самые разнообразные формы. Появляются сомнения в вере, отрицательное отношение к существующим государственным и общественным институтам либо резко обостряется интерес к религиозным аспектам жизни, так что они могут начать упрекать родителей в недостаточной церковности и прочих упущениях.

В неверующих семьях юноши и девушки в эти годы порою начинают приходить к вере (иногда — к горю своих атеистически настроенных родителей) либо идут в банды и хулиганские группировки.

Отсутствие духовных основ в детском воспитании — вот главная причина пугающего общество роста подростковой преступности.

Основным противоречием периода «бури и натиска» является с одной стороны самоутверждение и критицизм, а с другой — мучительное желание быть понятым другими людьми, прежде всего взрослыми, и повышенный интерес к взглядам этих других людей, особенно своих родственников. Человек пытается осознать свои корни.

Однажды к автору приехала девочка–подросток, младшая в большой семье с многочисленными родственниками.

С порога я ее спросил: «Что, Валюша, устала быть маленькой?» От неожиданности она вздрогнула, а затем воскликнула: «Ой, да, дядя?!» Глаза ее засверкали, она заулыбалась и очень тепло и нежно поцеловала меня. Ей показалось что кто–то ее понимает. Дома же ее затюкали старшие братья и другие родичи. Она охотно беседовала со своим старым дядей и с удовольствием ездила на велосипедные прогулки. «Валюша, представь, что ты вдруг потеряла веру, — твоя жизнь станет богаче и радостнее или бедней?» «Что Вы, дядя! Об этом подумать невозможно. Конечно беднее, беднее, беднее! Как можно так ставить вопрос?» Сейчас она уже давно замужем, растит детей, работает.