House Church

Молитва

Стержнем христианской жизни является молитва. Она должна войти в быт, ибо молитва — это общение человека с Богом. «Она, — по словам преп. Иоанна Лествичника, — дело ангелов, пища бесплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание» [121].

Если мы в этом мире не научимся молиться и не возлюбим молитву, то как войдем в мир иной? Молитва — это и наш труд, и дар Божий, о котором мы взываем ко Господу «…приими наша по силе благодарения и научи ны оправданием Твоим: зане помолимся, якоже подобает не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны» [122] .

«Жизнь и молитва совершенно неразделимы, — говорит наш современник владыка Антоний Сурожский. — Жизнь без молитвы — это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь в «плоскости» без глубины, жизнь в двух измерениях — пространстве и времени, это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы…».

«Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни, и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва — в том, чтобы куда–то уединиться и забыть все и о ближнем, и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву».

«Чтобы научиться молиться, надо прежде всего сделаться солидарным со всей реальностью человека, всей реальностью его судьбы и судьбы всего мира: до конца принять ее на себя». «Молитва и жизнь должны быть едины» [123].

Молитве учат святые подвижники, прекрасно и поучительно пишут о ней и наши выдающиеся труженики Церкви: митрополит Антоний Сурожский [124], архимандрит Харитон из Валаамского монастыря [125], тонкий богослов Сергей Иосифович Фудель [126] и учитель нравственности Николай Евграфович Пестов. Нам не прибавлять к их учению и опыту свои рассуждения. Остановимся только на внешней стороне, так сказать, «технологии молитвы» в миру, в большом городе, обобщая в меру своих сил и возможностей опыт многих людей.

Полная молитва бывает тогда, когда человек молится всеми тремя ипостасями своего существа: телом, душою и духом. Молитва бывает телесной, умной, сердечной и самодвижной.

1. Не надо бояться принуждать себя к молитве, считая принудительную молитву неискренней. Эта молитва — телесная, она больше на устах, в крестных знамениях и поклонах, чем в сосредоточении ума. Мы часто боимся в поклонах и крестных знамениях выразить публично свои религиозные чувства. Вместе с тем земной или поясной поклон в начале молитвы помогает дисциплинировать свое тело и собрать разбегающиеся мысли. Телесная молитва опасна и страшна лишь тогда, когда она совершается не для Бога и себя, а на показ людям.

«Тщеславный монах — бесплатный работник, труд подъемлет, а награды не получает. Телесная тщеславная молитва никогда не подведет человека к высшим молитвенным ступеням».

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф 6:6).

«Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную», — свидетельствовал блаженный Зосима [127].

2. Молитва должна быть регулярной. Каждый христианин обязан с помощью духовника выработать свое молитвенное правило для утра, вечера и дня, прилагать усилия для его неуклонного соблюдения с какими–то вариантами. Молитвенные циклы создают ритмику христианской жизни, а она перерастает в духовное развитие.

3. Иногда можно слышать самооправдание: «Утром у меня нет времени помолиться». Такого не должно быть. В наше лукавое время особенно важно начало дня ознаменовать молитвой, ею настроиться на трудный день в неверующем мире. Мы не опаздываем на работу, на прием к врачу, на вызов к своему светскому начальству, но многие постоянно опаздывают на утреннюю молитву, на встречу с Богом, сокращая или вообще пропуская ее. Необходимо заставлять себя встать на десять–пятнадцать минут, на полчаса раньше (в зависимости от правила), чтобы дню предшествовала молитва.