Оккультизм в православии

Но это странное постановление Госдумы не слишком удивительно: с первого дня работы Дума была "украшена" рериховским "Знаменем мира". Сначала оно было внесено в зал заседаний депутатом Н. А. Бикаловой, а затем было помещено в холле. Вряд ли столь же спокойно можно было бы поместить в Государственной Думе России православную икону... Если же Дума рассчитывает на уважительное отношение к себе тех россиян, которые исповедуют традиционные религии, - то пусть она хотя бы перестанет украшать себя сектантской символикой. Впрочем, весной 1998 г. Дума начала понимать неуместность оккультно-религиозного символа в своем помещении. Депутат Н. В. Кривельская охарактеризовала рериховский флаг (три красных круга на белом полотнище) как "ауристические яйца космических махатм". У депутата Е. Ю. Логинова надоевший за несколько лет флаг вызвал другие ассоциации: "Это флаг первой брачной ночи, позорище Госдумы"[382].

С президентом Рериховской академии я надеюсь встретиться в 1998 году не в "четвертом измерении", а здесь, на земле. Администрацию же Челябинской области я настоятельно прошу внимательнее приглядываться к тому, кто и на что просит государственных вспомоществований, и не сотрудничать с фанатиками, возвещающими, что конец света наступит прежде, чем истекут сроки полномочий нынешнего губернатора. Если уже многие уральцы слышат по ночам "голоса" и страдают "ясновидением", то это не повод для того, чтобы выделять деньги на "конгрессы ясновидцев". Это скорее повод для того, чтобы укрепить здравоохранение области. И это достойное основание к тому, чтобы охранить людей от влияния сект и помочь людям вернуться к трезвой, веками проверенной духовности Православия. А Православие - это то, что связано с Русской Православной Церковью, но никак не с рериховскими кружками.

Рериховцы используют тактику, принятую неоязычниками во всем мире: самое беззастенчивое, нагло-систематическое воровство христианских символов, богатств фольклора и светской культуры и перетолковывание всего культурного наследия в своем "эзотерическом" ключе. Особым успехом у "нью-эйджеров" (неоязычников, чающих наступления "нового века" Водолея) пользуются сказки, легенды и фольклор. На Западе символ Чаши Грааля (традиционно осмысляемый вполне по-христиански: как чаша, в которую была собрана кровь Спасителя, стекавшая с Распятия) стал уже сугубо оккультным (теперь это источник некоей страннобезымянной Силы [Power], которая дает магическую власть). В России град Китеж интерпретируется как знак Шамбалы. Христианский апологет и проповедник Дж. Р. Р. Толкиен, предлагавший христианские идеи под прикрытием мифологических сюжетов и персонажей, перетолковывается его нынешними российскими читателями, неспособными в силу собственного невежества распознать христианские мотивы его книг, в мага и "эзотерика". Даже невинная сказка о Колобке, как оказалось, таит в себе оккультно-эзотерический смысл. "Колобок означает Луну. И каждое животное откусывало от колобка по кусочку, а лиса съела остаток. Вот смысл, почему Луна такой бывает на небе. Еще Луна означает человека. На самом деле в сказке написано о том, кем и как был создан человек, как он попал в наш мир и каких четырех врагов в жизни он должен побороть. "Жили-были старик со старухой". Остановились. Старик. Старуха. Что означают слова "рик" (укр. "рiк" - год) и "рух" (укр. - движение)? У нас есть десять цифр. 10х10 - будет 100 - это совершенное число для 10. Старик - это совершенный год, совершенная старость, совершенная мудрость. А самый совершенный мудрец - Бог. Поэтому старик - начало мыслящее. Старуха совершенное движение, начало действующее. Или Слово и Дело, теория и практика. Бог един, но начала разные"[383]. Кстати сказать, это толкование "Колобка" предложила Т. Кузнецова научная сотрудница Киевского института усовершенствования учителей (и по совместительству - представитель оккультного "Центра Юнивер" на Украине). Серый Волк преподает здесь науку Тайноведения и предупреждает Царя: "Направо пойдешь - в Нижний Мир попадешь, налево пойдешь - в Верхний мир попадешь, прямо пойдешь - в Средний мир попадешь"[384]. Раз перед Царем открываются три мира, - он на них смотрит явно из своего, четвертого мира ("Дворец"). Здесь необходимо напомнить, что в каббалистической традиции мир слагается из четырех сфер, и человек должен пройти через все четыре в своем космическом становлении. Подобному надругательству подвергаются в доморощенной "эзотерике" и Пушкин, и Экзюпери, и даже советский сказочник Бажов. Его сказки рассматриваются как зашифрованные пророчества и своего рода священное писание. Его персонажи становятся предметом самого реального культа - вплоть до молитв к "Хозяйке Медной горы".

И на "бажовских фестивалях", на которые рериховцы просят миллиарды из государственного бюджета, проводятся вполне оккультные церемонии. Именуемые при этом и "народными", и даже "православными". Участникам "бажовских фестивалей" предлагается в ночь на Ивана Купалу (то есть в день святого Иоанна Крестителя) прыгать через костры[385]. Естественно, что для поклонников Агни Йоги (йоги огня) это прохождение через огонь есть не спорт и не развлечение, а религиозный обряд очищения и слияния с "космическим огнем". Но как всегда, рериховцы слышат лишь себя и не дают себе труда подумать - откуда же реально произошел этот языческий ритуал прыжков через костер. Еще на памяти европейцев во времена солнцепоклоннических празднеств сжигались чучела людей или инсценировалось сожжение живого человека. По весьма вероятному предположению Дж. Фрэзера, "есть основания полагать, что в далеком прошлом в таких случаях действительно подвергались сожжению живые люди"[386]. В самом деле, день святого Иоанна Крестителя - это день солнцестояния; солнце начало терять свою силу и стало убывать. Его нужно укрепить энергией, отнятой у жертвы[387]. Солнечные культы весьма часто сопровождались человеческими жертвоприношениями. И зачастую люди желали снять с себя прямую ответственность за убийство себе подобного существа. Отсюда - многочисленные попытки "узнать волю богов" о том, кого же именно из людей они избирают себе в жертву благоугодную. Отсюда - разнообразные способы привнести в ритуал жертвоприношения элемент случайности и вариативности. На древнем (доахейском и доэллинском) Крите это были игры с быком. Юноши и девушки прыгали через быка, хватаясь за его рога. Если кто-то совершал прыжок неудачно и оказывался жертвой бычьих рогов, - считалось, что такова и была воля богов. Отсюда же происходят римские бои гладиаторов (лишь позднее деградировавшие до обычного зрелища; но по своим истокам это было именно человеческое жертвоприношение). Отсюда же - прыжки через огромный костер. Если кто-то не перелетал через него, но сгорал, - что ж, такова воля богов. И этот несчастный прыгун и есть та самая жертва, которую боги избрали себе Он сгорел - и это на благо всему племени... Так что не всякую древность и не всякую "народную традицию" стоит возрождать. И не каждому человеку, уверяющему, что он самый что ни на есть православный, стоит верить.

P.S. По завершении 1997 года у рериховцев осталось два способа поведения. Первый: объявить Соболева и его "Рериховскую академию" самозванцами. Второй: вообще игнорировать происшедшее и делать вид, что все в порядке. Первый путь был бы корректнее, - если бы только рериховцы встали на него раньше и не дожидались моих выступлений по поводу соболевских бредней, но сами бы выступили с опровержением его фантазий. Но пока даже появившиеся газетные публикации о соболевских пророчествах не побуждают МЦР к дистанцированию от Соболева[388].

Второй же путь более вероятен. Он уже использовался рериховцами. Соболев ведь не основатель традиции рериховских лжепророчеств, а всего лишь ее эпигон. Из года в год рериховцы стращают людей катастрофами. Так, в апреле 1996 г. томская рериховская газета "Знамя мира" возвещала: "1996 год - год великих перемен и потрясений. Согласно астрологии, он знаменателен тем, что планета Уран, планета революционности и эксцентричности, новаторских идей и перемен, входит в созвездие Водолея. Вспомним великого Нострадамуса: "С 1984 по 1997 год треть населения умрет от болезней. Далее рост людей будет уменьшаться, они станут оранжевыми. В 1996 г. - расцвет сатанизма в мире. Произойдет землетрясение огромной разрушительной силы в Западной Европе. Последние годы XX века - годы затопления Голландии, Англии и северной части Польши". Вспомним Елену Ивановну Рерих, ее пророчества всегда сбывались с потрясающей точностью: "Шестая раса должна начать под Ураном новую эру, и тягостен период подготовления... Последний космический срок пробьет через несколько десятков лет, но столетие не успеет закончиться". Известный индийский астролог, генеральный секретарь Института западной и восточной астрологии Д. Мисра подтвердил предсказания Нострадамуса и других пророков, что в 1996 году в результате катаклизмов и катастроф могут исчезнуть Италия, Сицилия, Португалия, Испания. Жительница г. Волжского Волгоградской области Татьяна Ваничева еще в апреле 1994 г. во сне получила информацию о сильных землетрясениях и цунами на Дальнем Востоке. "Во сне я увидела макет планеты, на нем цунами и землетрясения, и чей-то голос сообщал о количестве жертв и силе разрушений. Показан был Сахалин. Южная его часть дважды перекрывалась цунами и опустилась на дно моря. Это 1995-1996 годы..." Мы не можем дать все прогнозы о возможных катастрофах, но они посланы в МЧС"[389].

Эту газету я конспектировал именно в Южно-Сахалинске в октябре 1997 года - то есть занимался я этим, очевидно, уже на дне моря... Никаких извинений своим замороченным читателям рериховская газета потом не принесла.

Как меня критикуют - 4

26 июня 1997 года правление Международного центра Рерихов выпустило "Обращение к представителям рериховских организаций" (Исх. № 170-1/25), в котором, в частности, говорится:

К Вам, представителям общественных организаций, объединившихся под Знаменем Культуры Рериха!

К Вам, устремленным к осознанию и освоению основ Живой Этики, Учению о новом Миропонимании!

К Вам, устремленным в Будущее и осознающих глубинную взаимосвязь миров, всего живущего!..

Ко всем, кто полон убеждения и уверенности утвердить и защитить молодое, но уже достаточно много испытавшее общественное Рериховское движение обращается Правление МЦР. Восемь лет тому назад прозвучал голос С.Н. Рериха на страницах газеты "Советская культура" в публикации "Медлить нельзя". Созданный по его инициативе МЦР развернул широкую просветительскую деятельность... Но обновляющееся мышление людей России вызвало особенное беспокойство отдельных представителей православной церкви. Особенно обострились взаимоотношения между церковью и членами общественных организаций, разделяющих идеи семьи Рерихов, после выхода в свет решения архиерейского собора в 1994 г., где говорилось об отлучении от церкви Рерихов и всех тех, кто изучает их труды.