Christianity on the Edge of History

В Турецкой империи каждый Константинопольский патриарх и каждый епископ, будучи избранным, нуждался в султанском берате, подтверждавшем его духовный и светский авторитет[259_1]. Причем документы, касающиеся православных подданных, сопровождались мусульманскими формулами («Во имя Аллаха…»)[260]. В языческих странах государственные документы сопровождались и сопровождаются упоминаниями и изображениями соответствующих божеств. Но если государство вписывало имя христианина в бумагу, на которой государство же исповедовало свои религиозные взгляды – то христиане не считали, будто такого рода процедуры лишали их общения со Христом. Для совести важно – что написал я, а не то, что другие написали рядом с моим текстом или с моим именем. Если я сделал заметки на оборотной стороне какой-то странички – это еще не значит, будто я исповедую то, что на этой страничке написано.

Советские документы и деньги несли на себе символы, у которых было оккультно-антихристианское толкование. На первых советских банкнотах было изображение свастики. И во все последующие годы пентаграммы, молот с серпом, изображения яростного ненавистника Церкви В. Ленина метили и деньги, и советские паспорта. Но люди не придавали никакого значения этой зловещей символике. Они видели в дензнаках просто знаки, отражавшие их собственный труд, и как частичку своего труда приносили эти бумаги в храмы. И подавали деньгами милостыню, и жертвовали их на церковные нужды. Та лепта, которую мы подавали нищим и жертвовали на содержание храмов, носила на себе нехристианские символы и портреты. Но разве от того милостыня переставала быть милостыней?

Более того – и на церковных документах (и даже на антиминсах) встречались зловещие имена. Митрополит Иоанн (Снычев) долгое время подписывался: «Архиепископ Куйбышевский». Затем на своих антиминсах он ставил подпись: «Митрополит Ленинградский». Бывали даже архиереи с титулами «Сталинградский и Молотовский». Но разве священнодействия этих архиереев были безблагодатны?

Христос не запретил пользоваться языческими деньгами («отдавайте кесарево кесарю» [Мф.22, 21]). Значит, не всякое прикосновение к символу, имеющему нехристианское и (или) антихристианское религиозное значение, сквернит христианина.

Дело не в том, чего касается человек, а в том, как и зачем он это делает. «Не ту, чту входит в уста, оскверняет человека, но ту, чту выходит из уст» (Мф.15, 11). Не предмет и не место оскверняют христианина, но его внутреннее отношение к тому, к чему он прикасается.

Были мученики, которые в дерзновении своем входили в языческие храмы и прикасались к идолам. Но – для того, чтобы ниспровергнуть их. Они не боялись, что эти боги несут какую-то «черную энергетику» и что, если к ним прикоснуться – от них будет перенята какая-то «черная печать». И то, что кончина этих мучеников от рук разъяренной толпы происходила в языческом капище, нисколько не мешало их душам восходить в Небесные обители. Святитель Николай Японский, будучи в Сингапуре, заходил в языческий индуистский храм[261]. И он, христианин, нисколько не был осквернен этим. Первым учеником святителя Николая Японского был буддистский жрец Савабе. Чтобы никто не заметил, что он изучает Евангелие, он читал его в языческой кумирне во время службы и постукивал одновременно в барабан. «Никто и не думал, что я читаю иностранную ересь», – признавался потом Савабе[262]. Как видим, языческо-идольское окружение не помешало Духу Святому просветить сердце Савабе.

Шестиконечные звезды очень популярны у оккультистов. В каббалистике «звезда Давида» означает соитие мужского и женского начал в весьма акробатической позе: «Белый человек наверху, и внизу черная женщина в обратном положении, головою вниз, причем ноги ее проходят под протянутыми руками мужской фигуры и выходят из-за его плечей, тогда как кисти рук их соединяются, образуя угол на каждой стороне»[263].

But it is not at all necessary for a Christian to see such a "sophisticated" symbol in each hexagon. Let us remember that the radiance of God's Glory, emanating from Christ on the icon of the Transfiguration of the Lord, often has six rays (for example, on the icon of Theophanes the Greek). And the stylites in the frescoes of Theophanes the Greek stand on hexagonal towers.

… And here is a very dizzying event from church history: in 695, Emperor Justinian II decided to destroy the temple (the so-called "metropolitan church") in order to build circus stands instead. The emperor did not want this event to be perceived by believers as outright blasphemy. For this purpose, he forced the Patriarch to compose and pronounce appropriate prayers. Coming to the destruction of the Orthodox church, the Patriarch said: "Glory to God, Who is long-suffering always, now and ever, and unto the ages of ages." This ended badly for Justinian: an uprising broke out and he was overthrown (for a time). But the Patriarch who read the prayer "for the destruction of the temple" was Saint Callinikos of Constantinople (Comm. 23 August)...

We will not draw any hasty lessons from this incident (except for one: not to rush to condemn those hierarchs of the Soviet era who were forced to sign orders to close churches), but let us return to the main question: how should a Christian relate to those signs and images that have religious significance for pagans?

Here we must remember the words of the Apostle Paul: "An idol in the world <is> nothing" (1 Corinthians 8:4). This "nothing" should not affect our behavior in any way. If I go to church and suddenly see that some sectarians have set up their idol at the crossroads, the appearance of this curiosity should not affect my behavior in any way. I must not run up to the idol and kiss its feet. But I don't have to cross the street or go around it for a block. I must not show the pagans that I share their religious and reverent feelings towards the idol. But I should not express fear of him. "Do not be afraid of them, for they cannot do evil, neither can they do good" (Jeremiah 10:5). Both the reverence I have shown and the fear I have shown will only strengthen the Gentiles in their belief that their idol is so powerful that it can attract or even conquer a Christian.

Let us recall the advice of the Apostle Paul – how to deal with food sacrificed to idols. For example, I came to visit a pagan I knew. St. Theophan the Recluse explains why one should not decline an invitation to visit a notorious pagan: "Because it would be impossible to catch the unbelievers by stopping the communication"[265]. So, taking this opportunity, I go to him in the hope of telling him about Christ. And in the course of the conversation, he treats me to some meat. It is quite possible that the pilaf placed in front of me is made from the lamb that was sacrificed in front of the statue of Apollo, that is, it is "sacrificed to idols". How should I behave? "If any of the unbelievers call you... then all that is set before you, eat without any examination" (1 Corinthians 10:27).

We can even guess that the food offered to us was somehow "sanctified" in a pagan way. But until we are directly told about it, we must treat it as the most ordinary food. We simply must remember that "the earth is the Lord's, and the honor that fills it" (1 Corinthians 10:26). "The Lord's, and not demons'. But if the earth is the Lord's, then the trees and the animals are the Lord's, and if everything is the Lord's, then by nature there is nothing unclean, but everything depends on the thought of each one.

What do we care about what some pagan did, based on the false principles of his faith. His thoughts are not mine. We must remember our rules of godliness: "Whether you eat or drink, or whatever else you do, do all to the glory of God" (1 Corinthians 10:31). I must do everything with my God in mind, and not about other false gods.