Christianity on the Edge of History

There is no need to stare at the darkness. We should pay no more attention to the dark force than when we were born into the Church. "Blow and spit on him!" That's all: you declare war – and immediately you turn your back to the darkness, face the East and declare: "I am united to You, Christ!"

Throughout the Gospel narrative there is a call, which is most often heard from the lips of the Savior and His angels: "Do not be afraid!" With these words the angel appeared to Zacharias, the future father of Saint John the Baptist. With these words, the Archangel appeared to the Virgin Mary in the Annunciation. With these words, the Resurrected Savior revealed Himself to the Apostles. "To give courage to the fearful is none other than God alone, Who says to him who fears: 'Do not be afraid, I am with you' (Isaiah 41:10); Do not be in the least timid, as the prophet says of himself: "For if I walk in the midst of the shadow of death, I will fear no evil, for Thou art with me" (Psalm 22:4). And the Lord Himself says to those who fear: "Let not your heart be troubled, neither be afraid" (John 14:27) and "why are you afraid, have little faith" (Matt. 8:26), and "be of good cheer, I am, fear not" (Mark 6:50) and again: "Be of good cheer, for I have overcome the world" (John 16:33)"[311].

Столь часто этот призыв звучит потому, что человека, который слишком всерьез отнесется к окружающим его угрозам, постигнет то, чего он боится. Ведь ум такого человека будет помышлять не о Боге, а о тех угрозах, которые исходят из внебожественного мира. Такая душа будет обращать внимание на умыслы и коварства своих земных недругов, а не на ту благодатную защиту, которую дает нам любящий Промысл Творца. Но если человек отвернулся от Бога и мыслит только о земном, пусть даже и боясь его, – то он и в самом деле остается один на один с тем, чего он боится. Своим недолжным страхом он закрывает свою душу от хранящей помощи Божией.

Поэтому «дал нам Бог духа не боязни, но силы» (2 Тим.1, 7). Поэтому апостол Павел утешает: «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8, 31).

Бог – с нами?.. Тогда зачем же мы боимся чего бы то ни было?

Я по себе знаю, как разрушает душу неуместный страх. Когда я только начинал свою церковную жизнь, то носил в себе немалый страх: боялся, узнают, что я, тогда студент кафедры научного атеизма, крестился и хожу в храм. Боялся семейного скандала, боялся изгнания из университета. И в первые месяцы после крещения каждый раз, когда хлопала дверь в храме, я озирался: вдруг вошел какой-нибудь знакомый, который заметит меня, узнает, «настучит». Я даже для крещения специально выбрал такой храм, который был бы как можно дальше и от моего дома, и от университета… И по сю пору в этот храм я и езжу, потому что служу именно в нем. И нередко по дороге к нему ( полтора часа в один конец) думаю: «Эх, ну зачем же я тогда таким трусом был?!»… В том страхе я жил несколько месяцев, пока однажды я не внял сердцем (не ушами, а сердцем!) тому прокимену, который поется на водосвятном молебне: «Господь – просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся, Господь – защититель живота моего, кого устрашуся». Ах, как прав Александр Галич: «Неисповедимы дороги зла – но не надо, люди, бояться!»…

Не случайно заклинательные молитвы, читаемые священником при крещении, повелевают сатане: «Отступи, познай твою суетную силу, ниже на свиниях власть имущую». И в гадаринских свиней бесы не могли войти без соизволения Христа. Тем более не властны они над нами, христианами. «Православным должно быть стыдно бояться немощных дерзостей лукавого, забывая, что есть Всесильный Бог… Сети диавола подобны паутине; их разрывают церковные таинства, пост и молитва, а также решимость бороться с диаволом и готовность служить Богу»[312]

От антихриста и его знаков защиту нужно искать не на митингах и не в протестах, а во Христе. Если нам встретилось нечто смущающее, но при этом все же необходимое для нашей жизни – устремись в молитве к Богу, призови его всесильную благодать, перекрести с молитвой то, что предстоит тебе, и с упованием на Божий Промысл приими. Не напрасно же мы поем каждый вечер: «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеися того коварства и ловительства»! Церковь всегда проповедовала бесстрашие перед лицом язычества. Итак, не будем впадать в грех боязливости. Не будем уподобляться тем, о ком сказано в Псалтыре: «Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх» (Пс.52, 6).

Сто лет назад были уже люди, которые сами придумали себе повод для страха. Во время переписи населения, проходившей в 1896 г., нужно было заполнить два листа с вопросами. Первый лист был надписан буквой "А", второй – "Б". Нашлись умники, которые «разгадали» тайный умысел переписчиков: "А" – это «антихристов», "Б" – «Божий». И ради того, чтобы не быть занесенными в «антихристов» лист, они готовы были идти на смерть. В итоге под г. Терновцами зимой 1896 г. заживо закопали себя несколько десятков старообрядцев – из нежелания участвовать в переписи, которую они сочли «печатью антихриста»[313]. Что, теперь и православным захотелось такого же позора? И православные теперь должны «запоститься» до смерти, но не брать ничего, помеченного штрих-кодами?[314]

К сожалению, и сегодня слишком часто православные люди вместо того, чтобы делиться друг с другом своей радостью, надеждой и силой, заражают друг друга своими страхами[315]. Набирает силу «та страшливая (и страшная) религиозность, которая везде видит сатану и нигде не хочет видеть Христа»[316].

Вот прекрасный пример этих конденсированных страхов:

Мальчик к батюшке пришелИ спросил со вздохом:– Что такое «хорошо»И что такое «плохо»?Что такое ИНН?– Нет у нас секретов:ИНН – духовный плен,Надо помнить это.В зону нас шенгенскуюВтягивают споро,Как в смолу геенскую.Скоро, очень скороНи купить, и ни продатьНевозможно будет– Как же станут жить тогдаНа планете люди?– Для антихриста теперьНаступает время,Мировой компьютер «Зверь»Уж следит за всеми.Если номер карапузПринял и заохал, –Мальчик этот просто трус,Это очень плохо.И антихриста печатьОн получит тоже.От такого благодатьОтступает Божья.Если мальчик в банкоматСвой засунул пальчик,Про такого говорят:«Бесноватый мальчик».Кто в систему влез и рад,Что штрих-код на роже,Про такого говорят:«Бесноватый тоже».Этот, хоть он сам с вершок,Злой не принял цифры.Храбрый мальчик, хорошо,Зверя не страшится.Если ты не принял код,Не писал анкеты,Это очень хорошо,И похвально это.Кто в систему не входил,Смерти не боялся,Тот душе не повредил,Господу сраспялся.Мальчик радостный пошел,И решила кроха:"С Богом – очень хорошо,С ИННом – плохо!"[317]

В православной иконографии есть такой принцип: чем более значимо лицо, изображаемое на иконе, тем большими размерами наделяется его фигура. Например, на иконах Преображения рост Спасителя может в два-три раза превосходить рост апостолов. На иконах Распятия фигура Спасителя может – опять-таки «непропорционально», – превосходить фигуры людей, стоящих у подножия Его креста. На иконах «Христос с предстоящими святыми» святые молитвенники могут изображаться во много раз меньшими, чем Тот, Кому они молятся. Но если некий «инопланетянин», уже знакомый с этим иконографическим принципом, присмотрится к жизни нынешних прихожан, проповедников, книгоиздателей и книготорговцев, то он придет к весьма неожиданному выводу: оказывается, сегодня немалая часть православных верит не столько во Христа, сколько в антихриста. В их сознании и в их речах антихрист занимает место несравненно большее, нежели Христос. Много ли в церковных книжных лавках книг о Христе? Об антихристе больше… В Москве регулярно выходит альманах «Антихрист в Москве». Но кто видел сборник статей под названием: «Спаситель в Москве. Христос посреди нас»? На одну книжку на тему «Как стяжать дух мирен» приходится три, рассуждающие о проблеме «как защититься от чародеев»[318].

Более того – при разговоре с «пророками», с мрачной уверенностью возвещающими, что антихрист воцарится в ближайшие же годы, я порой ощущаю, что мои собеседники будут искренне огорчены, если этого не произойдет. А вот если слухи об антихристе подтвердятся – они будут чрезвычайно обрадованы. «Мы же говорили!»[319]