«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Дело о келейных своих рассмотрите сами хорошенько. При оскудении средств, если можете довольствоваться одной келейной, то держите хоть одну.

Мир тебе! И духови твоему. В мире место Божие.

80. САМООБМАН В ЗАБОТЕ О БЛИЖНЕМ

Заботливость твоя об успокоении М. N. простирается до излишней крайности, и чувство в тебе это смешанное с некоторой тонкой прелестью; предполагать успокаивать ближнего тогда, когда нас об этом не просят, и, может быть, надобности в этом не будет. Когда же на самом деле придется показать любовь к ближнему, тогда окажутся у нас совсем иные чувства, и язык наш возглаголет совсем не то, что предполагали мы прежде касательно непрошенного успокоения ближнего. Тогда на самом деле виднее будет, что нужно будет сделать для M.N.

А что ты с ней увиделась с радостными чувствами, думаю, что это потому, что ты против нее не совсем права была, и теперь рада случаю, чтобы загладить свою вину; в духовной жизни вещь весьма хорошая — вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. Не вотще сказано в псалмах: Взыщи мира, и пожени и (Пс. 33: 15).

81. ЖИТЬ ВМЕСТЕ И ЖИТЬ ВРОЗЬ

В одном письме жалуешься на M.N., что она ко всему равнодушна, в другом жалуешься на странные ее понятия, и что вся тягота падает на тебя одну. Вот, когда будешь жить У M.N., тогда тягота эта разделится надвое, и каждая из вас будет нести свою тяготу, по своим понятиям и по своему равнодушию, или неравнодушию. Когда живем вместе, нам все кажется, что другая сторона более виновата — или тем, что вперед лезет и высказывает свои требования, или тем, что будто не входит в дело и молчит; а иногда каким-то непонятным образом как бы стесняет нашу свободу. Когда же придется нам жить порознь, тогда ясно увидим, что каждый из нас сам свою тяготу несет, и сам ее или уменьшает, или увеличивает, и сам дает своему духу или свободу, или стеснение. Не вотще проповедует Православная Церковь, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится. Может быть промыслительно так устрояется, чтобы пожить вам с сестрой порознь для познания каждой своей немощи.

О старых кельях смотрите сами, как лучше, так и делайте. На месте это виднее.

82. СОЗНАНИЕ НЕМОЩИ - НАЧАЛО ИСПРАВЛЕНИЯ

Сестра о Господе мать N! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова и с поздравлением хочу написать тебе и вразумление, чтобы хотя отселе положила начало самоукорения, как учит святой авва Дорофей, и перестала обвинять других за свои ошибки, или, вернее, за свое неумение распоряжаться делом как следует. Ты писала, что мать N странной тебе кажется в своих понятиях и действиях. А мать N, как предположила, наняла себе уголок и живет, по возможному, покойно, даже без келейной. Ты же для своего устроения и успокоения напридумывала планов до семи, и доселе ни на одном с твердой мыслью не остановилась... Обдумай хорошенько, после всех испытаний и исследований и предприятий, сделанных тобой, и реши, если находишь более удобным оставаться тебе в своей каменной келье, то живи там, хотя с двумя келейными, если не можешь жить с одной; только живи покойно, познавая из самого опыта, что никого не должна винить за наше неумение распоряжаться делом как следует и как полезно. Сознайся в этом искренно и тогда не только сделаешь начало исправления, но будешь получать успокоение, по мере сознания своей немощи и по мере самоукорения. Повторяю: испытай это самым делом искренно и тогда скажи нам, что почувствует душа твоя. Горе нам, с нашим великим самолюбием! Оно, как темная звезда, затеняет от нас свет истины и не попущает насладиться нам истинным познанием. Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков. Оттого и плохо идет дело наше, как духовное, так и хозяйственное. Умудряйся и смиряйся!

83. НУЖНО УЧИТЬСЯ САМОУКОРЕНИЮ

Мать N! Получаю твои письма, и содержание их меня и удивляет и приводит в недоумение. Ты сама сознаешь, что главная причина твоего неустройства душевного — твое самолюбие, а между тем смириться не хочешь. Пишешь: "Вижу сама, как работают враги в душе моей"; а при всем том доверяешь всяким нелепым вражиим помыслам. В тебе явно обнаруживаются крайности, которые названы от святых отцов бесовскими, а середина во всем называется, или вернее почитается, царским, богоугодным путем, — середины нужно держаться.

Любовь твоя к сестре M.N. вдруг обратилась в ненависть, когда ты осталась одна. Отчего это так? Оттого, что теперь тебе не на кого сваливать все вины, за которыми следовали и укоризны, а приходится во всем винить себя и самым делом научаться самоукорению, которое в монашеской жизни нужнее всего. Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься.

К отцу N относиться, — значит жить по своей воле. Понудься лучше смириться. Церковь не оставляй, а ходи на службы и келейное правило совершай.