«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сестры о Господе NN! Получаю от вас письма, а по немощи давно не отвечал вам.

Скорбите о своей постройке? Что делать! Потерпите, и вперед будьте рассудительнее и осмотрительнее и в других делах. Думаю, что вы немного тут наказаны и за непокорность, и презрение моего грешного совета. Если бы вы приспособили мой план к своему соображению, и потребовали бы так от управляющего, чтобы сруб был приготовлен по предлагаемому плану, тогда бы много было вам легче, и постройка была бы лучше. Хоть теперь послушайте меня: около самой печи сделайте три двери, чтобы средняя дверь отворялась только с общего согласия, или среднюю дверь и совсем оставьте, тогда келейки будут обе непроходные, а это большое удобство; доставит вам обеим безмолвное уединение. Никто из вас да не раскаивается, что приняли полное монашество, только до конца да не вознерадим, а то силен Господь подати нам своевременную помощь, если постараемся отвергать самонадеянность и презорство и другое прочее, неугодное Богу, паче же и Богопротивное.

Мир вам! Молитвенного правила совсем не оставляйте, а старайтесь исполнять, елико-елико возможно. Молитесь и о моей худости. Езжу по дачам, а укрепления большого не чувствуется. Но за все слава Богу, Который лучше нашего знает полезное нам.

91. СОВЕТЫ О КЕЛЕЙНОМ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИИ С СЕСТРОЙ

Поздравляю вас с приближением строительства кельи вашей к концу, и желаю вам в ней пребывания мирного и душеполезного. Напрасно вы приняли к сердцу мое замечание, что неурядица была частью наказательная; оно было сделано просто, шутя и мимоходом; и теперь, когда вы объяснили дело, все стало понятнее. Укорите себя, что прежде не объяснили мне, как было дело, и будьте покойны. Я ничего не имел и не имею за это на вас, и что писал вам, то писал просто.

Пишешь ты, мать N, что хочешь приходить к сестре в определенное время, к обеду и вечером; а после обеда и после вечернего правила уходить в свою келью. Это одобряется, держись этого, потому что после обеда требуется отдых, а после вечернего правила святыми отцами запрещены излишние беседы, кольми паче не полезные или ведущие к общему смущению. Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол (Рим. 12: 14): Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа. И паки: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2). Всеблагий Господь да помилует всех нас имиже весть судьбами.

92. НЕ СЛЕДУЕТ СПЕШИТЬ РАЗДЕЛЯТЬСЯ С СЕСТРОЮ

Мать N! На письмо твое от 10 октября, которым просила ответа скорейшего и собственноручного; (а я этого числа заболел прошлогодней болезнью, и потому) решился продиктовать тебе несколько слов.

Помышлять о совершенном разделении с сестрой оставь до времени: лучше попробуйте жить так: ты живи в каменной келье, а мать N пусть живет в деревянной; и каждая да попечется о спасении своей души, как умеет и как разумеет. Зачем прежде времени обнародовать формальное разделение? Лучше всего попробуйте прежде испытать себя тайно, как предполагаешь теперь в мысли твоей; после виднее будет, на что следует решиться и как поступить.

93. О РАДОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ К СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

Сестры о Господе! Давно собирался писать вам, но никак не приходилось: то немощи, то недосуг никак не дозволяли сего сделать. Теперь поздравляю вас паки сошедшихся вкупе на общее житие. Пожили вы немного врозь, а через это пришлось вам перечувствовать. Примите это обе за урок себе, каждая усматривая свою пользу душевную из того, что жили врозь, и что живете теперь вместе. Ни та, ни другая не допускайте в себе самооправдания, а начните дело пользы (каждая) с познания своих немощей и с самоукорения; а в продолжение имейте в виду то, чтобы одна другой нимало не мешала в деле спасения, имея пред очами всегда страх Божий и праведного обличителя — свою собственную совесть, которой монаху не должно попирать ни в каком случае. Обе укоряйте себя и за то, что погорячились и много толковали при переходе из кельи Ч. Можно бы было это сделать и без горячности и поскромнее: тогда было бы полезнее обеим сторонам. Зазрите себя в этом и вперед будьте осторожнее.

94. УМЕРЕННОМУ ДЕЛАНИЮ ЦЕНЫ НЕТ

Мать N! Чадце мудреное и постоянства неимущее! То уже горе ты паче меры простираешься, то паки долу паче меры нисходиши, как это видно из письма твоего от 5 марта. Чтобы поправить сбивчивое свое положение, ты просишь дозволения заняться тебе преимущественно чтением духовным, а молитвенное правило ослабить. Но в Евангелии повелевается сие творить и оного не оставлять. Этому правилу и последуй, держась всегда середины и умеренности, в том и другом случае. Тогда и положение твое, и расположение душевное уравняются. Святой Исаак Сирин говорит, что умеренному и притрудному деланию цены несть. Так оно ценно, так полезно и спасительно, а крайности названы бесовскими, то есть от внушения и подстрекания бесовского происходящими; поэтому, несмотря на свою благовидность, всегда вред душевный приносят; избегая чего попеременно читай и молись в меру, не ослабляясь совершенно ни от разленения, ни от житейских попечений, ни от претензий на других. Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком неприятном случае на себя возлагать вину, а не на других. Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения.

95. ОБ ИСКУШЕНИИ НА МОЛИТВЕ