«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

109. НАСТАВЛЕНИЕ О КРОТОСТИ

Сестры о Господе и чадца труждающиеся, мать N и мать N! Письма ваши получаю, а отвечать на них не отвечаю. Немощь и недосуг паче меры обременяют меня, грешного. Хочу вам написать хоть краткое слово обеим вместе. На днях раскрыл я книгу "Добротолюбие" и открылось мне место из 77-й главы Каллиста и Игнатия, в которой они говорят: "яко подобает быти кротку сердцем по всяцей нужде (то есть несмотря ни на какие причины к возмущению); якоже хотяй научитися добре стреляти не без знамения лук напрягает (а цель поставляет); тако хотяй научитися безмолвствовати, яко знамение (или цель) да имать еже присно кротку быти сердцем... Не довлеет к добродетели обучение (в подвигах), но подобает и кротку быти со обучением". Далее, в главе 79-й, какое-либо уклонение от кротости названо уклонением от цели духовной жизни.

Слова преподобных сих согласуют со словами Самого Господа, глаголющего:научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем,и далее. И:блажени кротцы: яко тии наследят землю,сиречь сердце, плодоносящее благодатию на тридесять, и шестьдесят, и сто, по чину новоначальных средних и совершенных; никакоже ни в чесом смущая, или смущаяся, аще где не о благочестии будет слово.

110. НАСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ

Собирался я написать вам порознь, но едва могу написать и общее письмо, кое-какое. При наступлении Святой Четыредесятницы вы обе просите прощения, каждая изъясняя свои немощи, душевные и телесные, какие вас тревожили в продолжение прошедшего лета. Господь да простит вам прошедшее, и да утвердит вас в будущем, как изречено согрешившей пречистыми Его устами; ни Аз тя осуждаю, иди, и к тому не согрешай! И нам бы Господь помог и укрепил нас воздержаться особенно от немощи самолюбия, которое более всего портит наше дело и препятствует душевному исправлению. Как для мирских корень всему злу сребролюбие, так для монашествующих корень всему злу самолюбие, которого Господь и повелевает прежде всего отрещися: иже хощет по Мне идти да отвержется себе. Самолюбие наше примешивается и противодействует каждому доброму делу, и портит и растлевает оное; особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу. Блаженный Каллист патриарх в главах о молитве говорит так: "Аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания и молитвы, и не прельщайся". Сея бо конец, возлюбленне, умиление есть всегдашнее, сокрушение сердца, любы ко ближнему. Сопротивное же явственно есть: помысл похоти, шептание клеветы; ненависть ко ближнему, и елика сим подобны ("Добротолюбие", ч. 2, гл. 14).

Всеблагий Господь да подаст нам полезное и душеполезное и спасительное, от зловредного же да избавит.

111. ЦЕЛЬ ПЕРЕПИСКИ - ПОЛЬЗА ДУШЕВНАЯ, А НЕ ОДНО УТЕШЕНИЕ

Мать N! Чадце болезнующее! Ты жалуешься на какую-то боль во внутренностях, и потому прислала ко мне письма свои и портрет отца 3.; я сам пожалуюсь тебе на такую же боль внутри, так что ощущение ее чувствуется и на лице... Но будем надеяться на милость Божию, что Господь допустит нас еще увидеться, хоть к осени, или осенью, аще живи будем и Его святая воля на то будет; теперь же пока займемся, по силе, делом души своей, стараясь очищать оную от злых качеств, отчуждавших ее от Господа, юродивых дев, молясь присно со смирением благости Божией, — да очистит нас от всякия скверны, плоти и духа, имиже весть судьбами.

К отцу N, если будет тебе полезно, писать не запрещаю, только прежде испытай по страху Божию совесть свою и сердце, касательно причин и побуждений писать к нему. Если будет прямая потребность, можешь написать к нему, а без должной надобности, для одного только мнимого утешения, писать пока неблаговременно. Всегда должно иметь впереди пользу душевную, а утешения внутреннего ожидать от Господа, утешающего смиренных и уповающих на милость Его. Мир тебе!

112. БОЛЕЕ ВСЕГО ДОЛЖНО ДЕРЖАТЬСЯ СТРАХА БОЖИЯ

Мир вам и благопоспешение о Господе, хотящем всем спастися и в разум истины прийти! Не скорбите на меня, что не имею возможности подробно переписываться с вами, обременяемый всегда и немощью телесной, и безпрестанной молвою от множества разнообразных посетителей. Уверяю вас, что скорблю о сем немало, но превозмочь и изменить положения своего никак не могу. Поэтому советую вам ради настоящей нужды крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути. В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердой решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного. От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие и оставление молитвенного правила и чтения духовного и прочего, что требуется от монаха. Господи! Помилуй нас, Господи, помози немощи нашей! Не попусти, Господи, до конца врагу поругатися над созданием Твоим, искупленным честной Кровью Твоей. Подаждь нам, Господи, покаяние истинное и смирение нелицемерное, и воздержание и подвизание благоразсудное, дух сокрушен и трезвение сердечное. Аминь!

Слова и изречения старца

Слова старца:"Когда я говорю, надо слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией... Я мягкого характера: уступлю, но не будет пользы для души".

Записка старца.Святой Григорий Синаит повелевает: "При молитве три сия блюсти: воздержание, молчание и самоукорение, то есть обвинение себя, а не других во всяком неприятном случае".