«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят. Из такого соображения не перестает выходить заключение, что тебе не следует оставлять предположенного стремления убираться подобру-поздорову, на келейный покой, для душеспасительного упражнения в делах благочестия; а там, елико благоволит Господь сотворити о нас, да сотворит по Своей святой воле. Из Б. стран слышно, что там (двумя игумениями) предположено избрать для вас новую начальницу, и разумеется, что для нового начальства старое казначейство не идет, а должно избраться тоже новое, если состоится это предположение... Как бы то ни было, но мы имеем Евангельский совет — посаждати себя на последнем месте, дабы, если угодно будет Домовладыке повысить кого, было и чести больше; а неугодно будет повысить, человек сей избежит безчестия или, по крайней мере, не подаст повода к нареканиям человеческим. Мудрости потребно во время сие. А кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении. Мир тебе и всем твоим!

123. ДОЛЖНО ПЕРЕНОСИТЬ СКОРБИ ОТ ПОДЧИНЕННЫХ ТЕРПЕЛИВО

Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царя-пророка Давида, когда восставал на него естественный сын его. Будем подражать святому Давиду в смирении, не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за это возвратил ему Господь и милость Свою, и царство. Не будем и мы себя оправдывать совершенно по человеческому чувству, а будем судить себя по слову Божию. Святой Исаак Сирин говорит, что самооправдание в Евангельском законе не означено. И апостол пишет: не похвалится всяка плоть пред Богом. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем (1 Ин. 1: 8). Положим, что в действиях наших были предположения добрые и благие касательно управления вверенных нам душ. Но никак не можем сказать о себе с уверенностью, что мы всегда поступали так, как должно было, и как требовала телесная и душевная нужда ближних наших. Господь говорит в Евангелии: милости хощу, а не жертвы (Мф. 12: 7; Ос. 6: 6); и заповедал прощать согрешающего против нас до седмидесяти крат седмерицею. Мы же, по немощи человеческой, бываем иногда и настойчивы в своих распоряжениях или предположениях; и думаю, что эта-то настойчивость не всегда была и бывает благовременна и уместна, и по большей части причиняет скорбь, как вам самим, так и другим. Если ты совершенно права, то я ублажаю тебя, потому что хотя и многи скорби праведным, но сказано во утешение, что от всех их избавит Господь. Но сомневаться в этом заставляет слово Писания: никтоже чист пред Богом, аще и един день жития его. Поэтому основательнее смириться пред Богом и людьми, и должно молить с благопокорностью всеблагого Господа, чтобы Сам Он, имиже весть судьбами, направил и привел неустроенные обстоятельства к полезному концу. Сверх того, не должно забывать, что мы имеем исконного врага рода человеческого, который всеми мерами старается путать людей через их собственные немощи. Не забудем примера, как поступил Господь, когда привели пред Него жену грешную злые иудеи. Но бесы еще злее таких людей. Иудеи постыдились, будучи обличаемы, и уходили един по единому. Но о демонах святые отцы пишут, что они безстыдны и, будучи отгоняемы и отвергаемы, опять возвращаются.

Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: милуяй помилован будет. И паки, слово Господне чрез пророка: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста мои будеши. Если же сестры, со своей стороны, будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение, аще вся сия потщишися творити и сотворити о Господе. Аминь. Буди, буди!

124. О СОМНЕНИЯХ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ДОБРОВОЛЬНЫМ ОСТАВЛЕНИЕМ НАЧАЛЬСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ

В одном письме пишешь мне, что ты очень довольна тем, что оставила казначейскую должность; а в другом письме пишешь, что тебя очень безпокоит помысл, и до изнеможения стужает, что будто ты смертно согрешила, что отказалась от казначейской должности пред владыкой милостивым и незлобивым. Не явно ли противоречие в твоих письмах и в твоих словах? Не открывается ли из этого, что иное ты мне писала, а иное думала? На словах была покойна, а на самом деле безпокоилась, что лишилась казначейской чести и сопряженного с нею значения в монастыре. А кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только безчестие, и с этим сопряженную скорбь. Впрочем, чувство это очень тонкое, которое может укрываться и от нас самих; обнаруживается же только выказывающимся противоречием: не хочу и скорблю, не согрешила ли смертно уклонением от казначейской должности? Если Григорий Богослов и святитель Тихон Задонский не согрешили смертно, что оставили святительские кафедры, то нам, малейшим, никак не может вмениться в грех, что отказались от должности среди великой неурядицы и мятежа, когда угрожала явная опасность попасть в подначальное заточение, из которого не без великого труда и скорби едва-едва выкарабкался твой главный товарищ, и то при содействии только великого и сильного лица. Впрочем, и тут еще не конец, а настоящий конец будет на Страшном Суде Божием, когда должно будет дать отчет Богу за те души, которые начальствующие должны пасти, руководить и спасать. Если бы угодно было Богу и тебя вывести на это поприще, то не должно забывать сказанных слов об ответственности других. А пока нужно позаботиться о спасении собственной души своей. Ты видела в сонном видении венок, замкнутый крестом: то и должно оставлять все человеческие мнения и расчеты, а помнить, что венок этот достигается небезскорбным несением Евангельского креста, как Сам Господь говорит: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16: 24).

Если Сам Законоположник, Сын Божий, Царь Ангелов и Архангелов, понес заплевания и всякий вид уничижения, то мы, мнящиеся достигать соцарствования с Ним, каким путем хотим идти? Да не прельщаем себя, да не обманываем! Апостол говорит: а иже Христовы суть, плоть распята свою со страстьми и похотьми (Гал. 5: 24). Прости, сестра, что так резко написалось. Желал было я всячески смягчить слово мое к тебе, но, видно, мушку как ни ставь нежно и прилежно, она всячески должна показать свою силу, всячески сделает нарыв и причинит боль; но за это, по извлечении злокачественных мокрот, сделает и облегчение, и когда заживет больное место, человек ощутит и успокоение. Господь даровал тебе естественный разум, притом ты читаешь слово Божие и святоотеческие писания; сама можешь поверить и проверить, согласны ли слова мои с истиной Евангельской, с учением христианским, с обязанностью монашеской, словом, согласны ли с делом спасения нашего?

125. ОБ ИСПОЛНЕНИИ ВОЛИ СТАРЦА ОТЦА МАКАРИЯ

Возлюбленный о Господе брат отец П. Нам с тобой, видно, одно искушение: или долго не писать, или писать вместе. 6-го октября послал тебе письмо, и от тебя получил от 5-го; в твоем письме получил подлинное письмо твоего приятеля, а в другом конверте — ответ ему на оное. Сперва хотел было отдать ему это письмо, но потом рассудил — лучше не отдавать, потому что дело спутано усиленной передачей с собственным прибавлением. Когда твой дружелюбный человек был в вашей стороне, ты после долго не писал об этом, а написав, не сказал ни слова о том, какое впечатление он произвел на главного попечителя и печальника о вашем монастыре. К этому же, дошел до нас слух, что не заметно, чтобы он понравился этому попечителю. Я так и передал ему просто, что ты ни слова не пишешь, а слух есть, что не заметно. А уже он написал тебе прямо, что будто бы не понравился; а ты еще усилил, что оклеветали, да наклеветали. Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали; а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя, и уничижаем по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания (Авв. 2: 15): Горе напаяющему подруга своего питием мутным. В нас какая-то смесь: мнимся и Промысл Божий признавать, и других не перестаем обвинять, аки бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего; извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забывая проповедуемое Православной Церковью, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится, и кийждо сам о себе воздаст слово Богу. Дружелюбник твой думал, что нам легко все сделать: скажем, и сейчас нас послушают. А на деле вышло не так. Мы сказали о нем, а нам возразили: "Что же он тут смущается и хочет выходить? Где же он найдет место лучше здешнего?" Что оставалось делать, как только замолчать, передавая дело это Промыслу Божию! Сверх того, я вспоминаю, что покойный старец батюшка отец Макарий в предсмертной своей болезни указал мне на трех человек, объявить им его волю, чтобы они жили в здешней обители мирно; в числе троих, означенных старцем, и твой дружелюбник. Он толкует это по-своему, а я никак не могу действовать вопреки воле старца, видя на опыте, что один из троих, решившись оставить нашу обитель, три места переменил, и в четвертом не обретает покоя. Поверь мне, что от всей души желаю благоустроения вашей обители, но не могу действовать против своего сознания и вопреки указанию покойного старца. Если воля Божия будет изменить это указание, то это иное дело. Простые же человеческие хотения, как бы ни казались благовидными и благонамеренными, не только не созидаются, но и разрушаются, как сказано в Деяниях святых апостолов: аще будет от человек... дело сие (несть от Бога) разорится (Деян. 5: 38). Впрочем, ты, брате, терпи, и жди, и надейся на лучшее, только от Промысла Божия, а не от своих кое-каких предположений. Если желаешь только кое-чего, то вполне хорошего не дождешься. Мы имеем Бога, Промыслителя, Всесовершенного, Всеблагого, Всемогущего, из небытия в бытие произведшего целый мир, видимый и невидимый, и искупившего нас, падших, Своей Кровью. Не силен ли Он подать возможность к исправлению малейшей частицы расстроившейся, аще приспеет время к сему, по недоведомым нам Его судьбам?

Ты говоришь обыкновенно, что нам надо стремиться к сему. И я согласен, что надобно, только законным образом, с христианским терпением и ожиданием.

126. О ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМ СТРЕМЛЕНИИ К БЕЗМОЛВИЮ

Ты стужаешь и отягощаешься на начальнические должности, и часто принимаешь помыслы, нельзя ли как избыть тяготы сей. То же самое чувствует и так же думает наш отец Стр. Но ему и тебе говорю, что эти помыслы двоедушия для обоих вас весьма вредны. Они не только не облегчают вас, но более усугубляют тяготу начальства, расслабляя дух, и как бы отнимая руки от предлежащих дел. Хорошо и полезно потрудиться для ближнего, хотя бы после и пришлось быть в заштате, по воле Всеблагого и Всепремудрого Промысла Божия. Опытнейший из начальников монастырских, преподобный авва Дорофей, описывая причины успокоения душевного, выставил главную причину так: "Хощу якоже будет".

Искренно сего желаю тебе, и себе, и нашему отцу Стр., и прочим всем.

Ты все не перестаешь бредить безмолвием, не разумея того, что обольщение вражее окружает и преследует тебя. 11 августа ты ощущала благоухание в келье твоей. Не явное ли это обольщение, о котором тебе было показано в писаниях Симеона Нового Богослова. На другой день ощущала ты вечером в келье сильный страх. Это есть следствие искусительного благовония и явное доказательство того, что ты преклонялась принять оное за правильное. Далее, из страха — внушение читать 12 псалмов, и в начале чтения (в мысли) слово "дурочка" исполнены великого искушения и опасности, особенно то внушение, чтобы идти ночью в часовню на кладбище и там молиться. Бог тебя спас, что от слабости телесной не могла идти туда; немудрено было тебе повредиться в уме от страха, если бы Господь не сохранил тебя, попустив немощь телесную и расслабление; знай, что по мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные, и немощные, и страстные, должны жить под правилом, и молиться молитвой благословенной. Когда к вечерне благовестят или к другой какой службе, нечего тебе рассуждать — читать ли тебе книгу или идти на службу, а просто, если не больна, иди, и молись в церкви, и терпи толчки в церкви и на послушании, чтобы не было душевных пролежней.