«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пишешь, что ты от нездоровья, а может быть еще и от других каких причин, стала скучать в своей монастырской жизни. И на все такой тяжелый и мрачный взгляд, как будто к тебе все обстоятельства переменились. Поэтому пришло тебе желание чем-нибудь себя развлечь, и просишь моего совета, не заняться ли тебе переводами каких-нибудь исторических статей, какие может тебе доставить из N. архимандрит N. по доброму своему участию, потому что он человек дельный, добросовестный и твердый в Православии. Если бы эти переводы действительно могли поправить твое дело хоть бы вполовину, то я мог бы согласиться на это для тебя занятие. Но как далеко не достигнется предполагаемая цель, а труда и хлопот будет немало, то не лучше ли будет испытать это дело попроще? Займись, если хочешь, переводом Феодора Студита со славянского языка на русский. Книга эта весьма полезная для общежительных монастырей. Если перевод не пригодится для печати, то, по крайней мере, будет читаться в рукописи в вашей обители; а может, со временем, с поправками, и употребится для печати; и между тем испробуются ваши силы и свойства занятия, насколько оно будет пригодно к поправлению вашего расстроенного положения. Повторяю, что я не могу согласиться на перевод исторических статей не просто, а основываясь на учении святых отцов. Преподобный Иоанн Карпафийский пишет: "Ведая враг молитву нам убо сущу поборну, тому же наветну, и отторгнути нас от сея тщася, в нас желание влагает еллинских словес, от нихже отступихом, и о сем упражнятися подущает. Емуже да не повинемся, да не от осей своего земледельства заблуждше, вместо смокв и гроздия, терние и волчцы оберем: премудрость бо мира сего буйство у Бога вменися" ("Добротолюбие", ч. IV, гл. 13). Исторические статьи недалеко отстоят от еллинских словес, и потому, особенно в болезненном положении, нужно избирать средства к своему успокоению в собственном смысле действительные, а не кажущиеся только действительными, которые более могут повредить, нежели воспользовать. Слова преподобного Иоанна Карпафийского показывают, что и не в болезненном положении всего более необходима и полезна молитва, то есть призывание милости и помощи Божией во всякое время, кольми паче в болезни, когда страждущий утесняем бывает или болезнью телесной, или безотрадным томлением душевным, и вообще печальным и унылым настроением духа, что ясно подтверждает и святой апостол Иаков, говоря (Иак. 5: 13): Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет (то есть призывает милость и помощь Божию): благодушствует ли кто; да поет (то есть да упражняется в псалмопении). Святой же Златоуст, в больных поставляя, кроме другого, главной причиной печали расстройство телесное и нездоровье, советует не пренебрегать совершенно лечением, а благовременно употреблять и лекарства, хоть и не по-казенному, то есть очень-очень пристально; и сам он немного прилечивался, как видно из писем его к диаконисе Олимпиаде, в которых означал, где лекарь лучше. Советую тебе в настоящее время читать эти письма со вниманием, и перечитывать; в них ты увидишь, как полезно терпеть болезни и всякие скорби с благодарением и покорностью воле Божией, хотя дело это и очень не безтрудное. Но что делать? Надобно же направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи. Кроме нездоровья телесного, надобно поискать еще и причин душевных к уяснению печального и мрачного расположения духа.

Пишешь, тебе кажется, что теперь к тебе как будто бы все изменились и смотрят на тебя не по-прежнему. Нет ли тут какой тонкой мысленной вещи, то есть скрытой претензии нашего самолюбия. Мы, вступая и на смиренный путь благочестия, не вполне отрекаемся от того, чтобы и на этом пути иметь какое-либо значение, и самолюбие наше умеет тонко прикрывать это благовидным желанием доставлять какую-либо пользу и в обители. Но как имеют значение и способны доставлять видимую пользу в обители, по большей части, пользующиеся здоровьем (хоть в некоторой мере), а не больные и слабые, то последним-то и бывает часто скучненько, что смотрят на них как на больных, и сами они чувствуют и сознают, что ко многим монастырским делам и занятиям неспособны, и по нездоровью исполнять их не могут. В таком-то положении, по слову святого Лествичника, более всего пригодно смирение, которое сильно успокоит человека во всяком месте и во всяком положении. Святой Исаак Сирин пишет, что смирение и одно, кроме других добродетелей, может привлечь на нас милость Божию, а где милость Божия — там всякая польза духовная, всякая отрада душевная. При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Вот тебе, сестра, все, что я мог написать тебе в моем слабом и недосужном положении по своему скудоумию и недостаточеству духовному. Сама сообрази это, и что найдешь пригодным, примени к твоему внешнему и внутреннему состоянию. Вообще тебе скажу: в скорби и печали не ищи отрады и утешения вовне и извне, а, по слову апостола, старайся о том, чтобы пребывать в том звании, в которое призвана Промыслом Божиим для спасения души своей. О получении же спасения читаем в Евангелии, что оно приобретается тесным и прискорбным путем, и входим мы в Царствие оное узкими дверьми. Почаще размышляй об этом при содействии молитвы и чтении означенных писем святого Златоуста, всеми средствами стараясь удержать в себе веру и упование на Промысл и помощь Всеблагого Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины приити.

Для большего успокоения и утверждения советую тебе прочесть в старинном Прологе, от 21 мая, о том, как равноапостольный Константин Великий являлся по смерти своей Паисию Великому, изъявляя сожаление, что он не знал, какое воздаяние монахам, иначе бы он оставил царство и пошел в монастырь, несмотря на то, что за добрые дела свои Церковью, и воинствующей и торжествующей, почитается равноапостольным.

Почаще читай псалом 39: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою...

Мир тебе и благомощие о Господе!

129. О НЕРАСЧЕТЛИВОСТИ ОСТАВЛЯЮЩИХ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖИЕ

Сестра о Господе... бедная и богатая! Бедная мужеством и благим произволением, и богатая малодушием и непостоянством! После долгого молчания письмо твое получил, которое оправдало мою догадку, что не без причины ты не ехала и молчала. Пространно писать мне некогда, обременен и немощью, и посетителями, поэтому вкратце тебе напоминаю Евангельское слово (Лк. 9: 62): озираяйся вспять, несть управлен в Царствии Божии. А кто не управит себя в Царствие Небесное, тот где обрящется? Кроме Царствия Небесного нет упокоительного места на целую вечность. Поэтому нерасчетливо, очень-очень нерасчетливо ради пустой и кратковременной мечтательности оставить путь, ведущий в Царствие Божие к блаженной вечности, и избрать стезю, ведущую к погибели вечной. Оставь мечтательную путаницу, и поспеши возвратиться в свое место. Только не забудь одного: узнать от больного родителя, что скажет он касательно данного тобой обязательства по твоему имению, чтобы узел этот не остался неразвязанным и не наделал большей путаницы. Р.В. приветствую о Господе, и сердечно, искренно желаю ему оздоровления от Господа. В его болезни потребно, прежде всего, спокойствие и то, чтобы возложить себя на всеблагий Промысл Божий с верой и упованием.

130. НЕ ДОЛЖНО РЕВНОВАТЬ НЕ ПО РАЗУМУ

Поздравляю тебя с пострижением в мантию и сердечно желаю тебе пожить по-монашески. Образ сей монашества называется ангельским; значит, кто живет истинно по-монашески, тот живет ангельски, то есть безстрастно, в целомудренной чистоте и кротости и смирении. Но при пострижении более всего высказываются случаи и поводы к терпению, потому что без терпения ни одна из вышесказанных трех добродетелей не исправляется, а кольми паче кротость. Поэтому во время пострижения в мантию и внушается приступающему к сему: "имаши и досадитися, и уничижитися, и изгнатися, и вся скорбная понести", чтобы, услышав это наперед, постриженный не извинялся и не оправдывался, когда после на самом деле обыдут его скорбные обстоятельства. Знаю, что ты все это хорошо знаешь и без меня, но пишу тебе и напоминаю об этом для большего утверждения, и особенно потому, что ты борим часто бываешь ревностью не по разуму. Сам ты сознаешь вред этой ревности, но вместе с тем представляешь и изветы, что ты не можешь не ревновать и не вразумлять безчинствующих. В первые дни твоего поселения на этом месте я писал и доказывал тебе, что избрал ты место жительства неудобное, и с настроением твоего духа несообразное. Но ты последовал более безотчетному сердечному чувству, нежели здравому обсуждению и рассмотрению. Поэтому не малодушествуй, чем бы тебя ни сделали — привратником или казначеем; только помни, что и настоящий настоятель сделан был казначеем для исправления монастыря, и тебе сознавался, что подвергся тягостной немощи за осуждение.

Повторяю тебе: бойся осуждать и ревновать не по разуму. А что тебя назначают в казначеи, сам ты виноват, потому что избрал неудобное место; разве только тут дело Промысла Божия, чего я не постигаю; но, во всяком случае, надо быть осторожным. Саула и Сам Бог избрал на царство, но это его не оправдало, когда не поступал как следует. Ты, кажется, сам повторяешь русскую пословицу: "На безрыбье и рак рыба, а на безлюдье Фома дворянин". Ты засел в многолюдном городе безмолвствовать, забыв слова святого Ефрема Сирина, который говорит: "Если орел совьет гнездо на жилом доме, то не только не получит успокоения, но и лишится зоркого зрения от дыма". Что тебя понуждает идти к безчинствующим и, стоя на коленях, упрашивать их и увещавать к благочинию, как не дым, разъедающий и раздражающий твои душевные очи. Дай Бог, чтобы с тобой ничего не случилось подобного Промышлением Того, Егоже судьбы по всей земле. Посмотрим, как покажет дело... (о переводе архиерея).

Матушку — в отношении стола и прочего — оставь до времени действовать по ее усмотрению. У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные. Если, к сожалению, сделают тебя казначеем, тогда увидишь на самом деле, что значит смотреть со стороны или действовать самому. Напрасно ты возвратил ей четки с зеленью. Надо бы их оставить и повесить на стенке для обличения, что и мы не без зеленой примеси.

131. НУЖНО ПОКАЯТЬСЯ В СВОЕМ НЕДОВЕРИИ К СТАРИЦАМ

Святой Лествичник пишет: "Кто преткнулся о камень неверия в своих духовных отцах, тот, без сомнения, пал". Тем горестнее это падение, что ты не только подверглась сама душевредному неверию, но и в этой слепоте отравляла души юных и неопытных неуместными толками и зловредными рассказами.