«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей — тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает: а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своей красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает, так же как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для уловления похвал человекоугодничает и как утка кричит: "Так! Так!", когда по справедливости и на самом деле не всегда так, да и сам он часто внутренно бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нему, поднимает крылья и кричит: "Кага! Каго!" Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает.

Начал я писать это объяснение для сестер общины N, а потом подумал, что оно пригодно будет и для прочих, потому что все мы, сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большей частью виной сего бывают славолюбие и горделивость. Поэтому апостол Павел и заповедует, глаголя: Не бываем тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие — общие исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь — как страсти эти одна с другой сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге "Семь слов": "Ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия" (слово 1, гл. 8). А Господь во Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и те, кто с гордостью и осуждением других добродетель проходят, отвержены бывают Богом, как показывает Евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той же притче, и неисправных и грешных оправдывает пред Богом.

Вот к какому объяснению подали повод гусь лапчатый и утка рябчатая. Но не вотще Православная Церковь, перечисляя творения Божии, одушевленные и неодушевленные, многократно повторяет Господу песнь: "Вся премудростью сотворил еси".

Богу нашему слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

158. БЕСЕДА О СЛОВЕ БОЖИЕМ ПЛОХО ВЯЖЕТСЯ, КАК ТОЛКИ СО СЛЕПЫМ О ЦВЕТАХ

...О себе скажу, что милостью Божией, за молитвы молящихся о мне, грешном, жив есмь, а о немощах своих и не знаю как и сказать вам. По утрам бывает тяжело, а потом опять как бы размаешься, только всегда толкую до усталости с приходящими чадами и чадцами. Но как-то плохо вяжется у нас слово Божие; толкуем-толкуем, а плохо понимаем, подобно слепому, которому толковали о белом цвете. Слыша о нем, слепой спрашивал: "Какой это белый цвет, на что он похож?" Слепому отвечали: "Белый цвет как белый заяц". Слепой спрашивал: "Что же? Он такой же пушистый?" — "Нет! Белый цвет, как белая мука!" А слепой говорит: "Что же! Он такой же мягкий и рассыпчатый?" — "Нет! Белый цвет как снег белый". — "Что же? Он такой же холодный?" — "Нет! — возражали слепому. — Белый цвет как чистый белый творог". - "Что же? Он такой же сырой?"...

Толковали-толковали со слепым, а до настоящего толка не дотолковались. Так часто бывает и с нами. Толкуем-толкуем, а до настоящего смысла не доберешься; или плохо понимаем, или нетвердо принимаем, или судим о вещах духовных по-земному и житейскому, а не по Евангельскому учению. Царствие Небесное желаем наследовать и с Христом быти, а потрудитися и пострадати о Христе не произволяем. От нихже первый есмь аз. О вещах великих и высоких всем толкую и всех учу, сам же и перстом двинуть не хочу. Горе мне, грешному! Помолись о мне, сестра и мати, да не в суд и не в тяготу будет мне бездельное сие учение мое других. Тесно мне отвсюду. Уклонился бы, да не знаю и недоумеваю как. Приезжающие и приходящие не прекращаются, и со скорбью докучают. А с другой стороны, угрожает и опасность неключимого раба, скрывшего талант слова в земле нерадения.

Знаю, боголюбивая сестра, что и ты охотно бы уклонилась от бремени настоятельства и скрылась бы в безмолвие — внимать себе и своему спасению. Но что же будет без тебя с сестрами юными и неопытными, собравшимися в общине N для спасения душ своих? Поэтому потерпи, сестра, и потрудись о Господе, нося немощи и тяготы немощствующих, да некогда и сии милостью и помощью Божией укрепятся и придут в силу духовную, чтобы чрез то могла ты, во время оно, рещи Господеви: се, аз и чада моя, яже ми еси дал.

159. СОВЕТ О ПОСТРОЙКЕ ЗДАНИЙ И НАПОМИНАНИЕ ПРИТЧИ О ГУСЯХ И УТКАХ

...Прежде забыл написать тебе, что видел ваши кирпичи. Один привезен был мне напоказ вашими N путешественницами. Кирпичи хороши по отделке и выгодны будут по величине. В вашей стороне выгоднее производить кирпичные постройки, нежели деревянные. Да они и прочнее, и дольше простоят; только при постройке нужно подниматься от земли повыше, а иначе будет в жилье или сыро и холодно, или угарно.

Поспешили вы отштукатурить вашу церковь. Хорошо не будет. Подрядчикам во всем доверять не следует, а особенно когда они приискивают себе работу. Деньги возьмут и уйдут, и от дела их после бывает неприятность хозяину.