«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
У нас в скиту сделан был деревянный придел, и из хорошего и толстого леса, а все-таки в первые годы вместо штукатурки обит был белым коленкором, и когда коленкор немного потемнел от пыли, то, кажется на третий год, его прокрасили белой краской, и так в церкви вид был очень хорош несколько лет, а потом уже, при удобном случае, отштукатурили стены. Штукатурка более потребна там, где строение делается из плохого леса.
О кирпичах начал писать с той целью, чтобы вы позаботились в наступающую осень приготовить кирпичные сараи, чтобы весной тотчас же приготовлять и делать побольше кирпича, из которого после можно делать потребные здания.
Приветствую о Господе N и прочих сестер общины. Прошу, чтобы притчу о гусях и утках не забывали, и гусиных и утиных немощей избегали, или хоть, по крайней мере, не оправдывались в них, а сознавались и каялись.
У всех вас прошу молитв святых о моей худости и неисправности.
Всеблагий Господь да помилует всех нас, за молитвы благоугодивших и благоугождающих Ему и со дерзновением молящихся о нас, грешных.
(Приписка собственноручная). Мати! Не унывати, а на милость и помощь Божию уповати, и мене, грешнаго, в молитвах своих поминати!
А что? Гусь и гагара? Какова пара? А ведь по одной воде плавают!
160. МНОГИМИ СКОРБЬМИ ПОДОБАЕТ НАМ ВНИТИ ВО ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ
...Дела мои что-то плохо спорятся, и сам не понимаю отчего. Немало остается неудовлетворенных: или от множества народа это происходит, или от моей неповоротливости. Переобуваюсь, да переобуваюсь, в том и проходит большая часть времени. А тут еще зубы и щеки простудил, сидев в лесу в деревянном ящике с ногами, и толкуя с приходящими. Было же довольно ветрено и холодновато. Что-то вы поделываете и как управляетесь со своими делами. Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи как хочется, а как Бог приведет. Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как-то на деле все выходит — постой да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом, и вместе с кошельком. С год назад я слышал от одного торговца: "Часто не душа может, а мошна". Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый; а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот (Мф. 7: 14), и что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14: 22). И не вотще Господь говорит в Евангелии: не приидох воврещи мир на землю, но мечь (Мф. 10: 34). А святой Иоанн Лествичник прибавляет: "чтобы разлучить миролюбивых от Боголюбивых, славолюбивых от смиренномудрых".
Приветствую о Господе N N.
...Певчих, поющих и читающих, келейных сестер, стряпающих и ходящих, метущих и мятущихся, но не оскудевающих верою и упованием. (Приписка отца Амвросия:) Скоро ли ваш храм будет дивен в правде.
161. ПО ПОВОДУ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА И О НЕКОТОРЫХ НЕПРИЯТНОСТЯХ
Получив от Л. известие, что N Владыка приехал в N, я ожидал дальнейших известий о приезде его в N и об освящении N храма. И вот вчера вечером, 18 сентября, получил от Л. уведомление, что освящение вашего храма совершилось благополучно и торжественно. Поздравляю всех обитателей N с этой великой радостью и с давно ожидаемым утешением духовным. Только очень жаль, что ты, матушка, встречала это торжество с болью в голове и с болезнью в ноге, а батюшка отец N от зубной боли не только не мог служить, но и не явился ко Владыке; хотя это, с одной стороны, и печально, а с другой, может быть и полезно: смиреннее будем и этого случая скоро не забудем... Слава и благодарение Господу, что начавшееся возгорание трапезной скоро было погашено. Дай Бог, чтобы и всякое другое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: "Гори-гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках". По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого разсмешения.
Если батюшка N от зубной боли не мог служить, то кто же у вас теперь служит литургии в новоосвященной церкви? По церковному положению, в первое время по освящении престола, по крайней мере, должно быть отслужено на нем не менее сорока литургий.