«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

182. НАЗИДАНИЯ СЫПЛЮТСЯ НА НАС СО ВСЕХ СТОРОН, ТОЛЬКО НАДО НЕ ОТВЕРГАТЬ ИХ

Встретив праздник Рождества Христова, поздравляю тебя с Новым годом. Сердечно желаю тебе всего нового, хорошего, полезного и душеполезного, назидательного и спасительного. Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно; ободряет нас святой апостол Павел, глаголя (2 Кор. 4: 16): аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельские слова Самого Господа: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Возрадуйтеся в той день и взыграйте, яко мзда ваша многа на небеси, и мзда вечная. На земле же все временно, и кратковременно, и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное.

Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: вcu... хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3: 12).

Правда, что неприятно и прискорбно видеть неожиданно случившееся расстройство в обители вашей. Но если сравнить это расстройство ваше с тем сильным расстройством, какое было в Константинополе во время гонения на святого Иоанна Златоуста, когда святая Олимпиада терялась в недоумениях, то при таком сравнении расстройство N против Константинопольского окажется очень маловажным. При таком сравнении есть для нас и утешительная мысль: святой Златоуст получил свою великую мзду от Бога, а святая Олимпиада не только успокоилась от своих недоумений, но и возрадовалась, и не перестает радоваться радостью неизглаголанной.

Понудимся и мы потерпеть болезненное и прискорбное. Есть старинная пословица: стерпится слюбится. А дело обители вашей силен Господь привести в должный порядок.

Я владыку вашего поздравляю с праздником и просил его, чтобы он ложные доносы принимал с рассмотрением, не доверял бы клеветам. Самое дело вернее слов.

183. НЕ ДОЛЖНО БЕЖАТЬ ОТ НАСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ ПОДОБНЫМ ИОНЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ БЕЖАТЬ В ФАРСИС, А ПОПАЛ ВО ЧРЕВО КИТОВО

Мир тебе, и Божие благословение, и всякое утверждение в истине. N от твоего имени пишет, что ты написала было прошение об увольнении тебя от начальства. Но невидимка опрокинула стаканчик лампадки и залила маслом это прошение. Так дело это и осталось.

Знаю сестра, что тебе очень трудно — и от обстоятельств, и от резких и неуместных выходок, которые сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от Лица Божия побежал в Фарсис, да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою, а зной огненных стрел вражиих опалять главу. От Лица Божия никуда не можем уйти. Всякому христианину назначается свой крест, и указуется свой путь, и в Евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская. И настоятельство есть также послушание. Святой апостол Павел пишет и о Спасителе, что Он был послушлив до смерти, смерти же крестныя. А вообще ко всем нам апостол Петр глаголет (1 Пет. 1: 13-14): возлюбленнии... яко чада послушания... трезвящеся, совершение уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении. И Сам Господь во Евангелии глаголет (Ин. 6: 38): не приидох да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца, и к верховному апостолу рек: Петре! Любиши ли Мя паче сих?..

Паси агнцы Моя (Ин. 21: 15). Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая сказанное слово: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13). И апостол пишет: кийждо примет мзду по своему труду. Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкие и неуместные выходки смирить виновного в свое время. Также, если воля Божия будет, то и безмолвие, в свое время, подастся желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание паче жертвы; послушание — паче поста и молитвы. Всем назначено послушание — и младшим и старшим. Послушание для всех полезно и спасительно. (Конец утрачен.)

184. ДОЛЖНО ПОМНИТЬ СЛОВА: ВСЯ ЖЕ ХОТЯЩИЙ БЛАГОЧЕСТНО ЖИТИ... ГОНИМИ БУДУТ

Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем апостольских слов: ecu же хотящий благочестно жити... гоними будут (2 Тим. 3: 12), если не по-древнему, различными муками, то по-новому, различным поношением. Но чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: Блажени будете, егда поносят вам... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 11-12).

Если же еще, по немощи нашей, не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нервов не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Если же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, и покаемся. Познание своей немощи и смирение — тверже всякой иной добродетели.

Святой апостол Павел пишет о себе так: За премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти (2 Кор. 12: 7). Александр ковач много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий.