«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобной женщиной топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение десяти лет и более. Зная и памятуя это, и мы да подклоняем или преклоняем выю нашу, когда возлагается на нас тягота скорбных обстоятельств, или поношения, или какого стеснения, имея надежду, что впоследствии выйдет что-либо полезное для тех, о ком поручено нам заботиться в духовном и внешнем отношении. Дивны дела Господни и неизследимы путие Его. Не напрасно и не вотще взывал святой Давид ко Господу: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). Да веруем и да надеемся мы, что за понесенные скорби силен Господь утешить и нас, каждого в свое время и по устроению каждого. Преподобный Петр Дамаскин пишет: "Великий дар Божий открывается и в том, что Господь ищет спасения нашего и устрояет оное всеми способами".

Молись о мне, грешном, глаголющем и не творящем.

185. ПРИВЕТСТВИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Вступив в Новый год, благожелательно приветствую тебя со всем новым, хорошим и успокоительным, против того, что было в прошлом году.

Владыку вашего я поздравлял с праздником и Новым годом, объясняя нечто и о общине N. В ответ от него получил следующее: "Со своей стороны, при помощи от Господа, постараюсь водворить мир в среде сестер и должное повиновение начальнице".

Поздравляю тебя с приближающимся днем рясофорного твоего пострижения и сердечно желаю тебе подражать Той, о Нейже сказано в псалмах (Пс. 44: 10): в ризах позлащенных одеяна и преукрашена, и Которой теперь Церковь воспевает присно: "Радуйся, Благодатная!" Прежде же было сказано: Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2: 35). А апостол пишет (Евр. 2: 18): Сам искушен быв, может и искушаемым помощи. Сама Владычица наша, Пресвятая Дева Богородица, столько испытала скорбей, болезней сердечных, как никто другой, и теперь помогает всем скорбящим, прибегающим к Ней[9].

На этих днях мне прихворнулось паче обычного. От приходящих простудил лицо, в испарине. Простуда перешла на больную внутренность и сделалось вроде желудочной лихорадки, и теперь еще не совсем прошло, а приходящие и приезжающие требуют свое: можно-не можно — принимай. Не примешь — на душе непокойно. Вот тут и разумевай, пожалуй и недоумевай, только поведенное твори. Но не всякий может, как Архангел Гавриил, поведенное в разуме прием.

Приветствую о Господе всех N чудотвориц.

Мир тебе! И молись о мне, грешном.

186. НАСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

...Слышу, что ты желала бы слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Священного Писания сама знаешь.

Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугуюший телом и душой. Пожалуй, по желанию твоему, слушай. Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы не хмель — не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло — и хорошо очищенное и хорошо соблюденное. За битого двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то после слюбится. Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные. Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов, не знаю, выберешь ли ты из них что-либо для себя толковое и пригодное к делу. (Окончание не доставлено.)

187. БЕЗ СКОРБЕЙ НИКТО НЕ ПРЕБЫВАЕТ, А ОСОБЕННО В НАСТОЯТЕЛЬСТВЕ

Поздравляю тебя со всерадостным праздником Воскресения Христова. По милосердию Воскресшего Господа духовной радостью да растворяются и в продолжение целого года имеющие быть тебе скорби и неприятности, особенно настоятельские. Совсем без скорбей и простые люди, и простые послушники и послушницы не пребывают; кольми паче послушание настоятельское сопряжено со многими скорбными неудобствами. Ты хочешь сделать так, а выходит, попущением Божиим, иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения и смирения и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем. Правда, что тяжело бороться с немощами человеческими, и терпеть недостатки окружающих нас; но зато понесением такой тяготы доказывается исполнение закона Божия, как свидетельствует апостол; друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов...