«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

189. О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕ ВСЕ ИДУТ В МОНАШЕСТВО ПО ПРИЗВАНИЮ

Слышу, что ты скорбишь о том, что из сестер, живущих в общине вашей, мало оказывается таких, которые поступили в обитель по призванию, а большая часть поступивших — или из-за стесненных обстоятельств родителей, или по другим причинам.

А в Евангелии читаем, что и из званых мало обретается избранных, то есть имеющих настоящее благое произволение к благочестивой жизни, как сказано (Мф. 20: 16): мнози бо суть звони, мало же избранных. Но, несмотря на это, Господь ободряет нас, глаголя: Ее бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш (Небесный) дати вам Царство (Лк. 12: 32); и повелевает не восторгать прежде времени плевелы среди пшеницы, а оставлять обоя расти до жатвы, когда пшеницу соберут в житницу, а плевелы предадут огню неугасающему. Иное дело, когда сами плевельные сестры ушли из обители, о чем читаем свидетельство апостольское: неверный, аще отлучается, да разлучится.

Также слышу, что нога твоя по-прежнему разболелась и не дает тебе покоя. Недавно я раскрыл "Добротолюбие", и открылась 94-я глава блаженного Диодоха, в которой он толкует слова апостола: Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12: 9). Под немощами апостол разумеет возстание врагов Креста Христова, из-за которого тогдашние святые много терпели бедствий и скорбей, и выставляет апостол причину, — да не превозносятся превосхождением откровений, но паче да пребывают во смирении частых ради уничижений. Ныне же понеже мир Церквам множится о Господе, под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства, или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники благочестия. В притчах сказано: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Подобает убо со благодарением терпети совет Господень; тогда бо нам вместо второго мучения вменяются частые недуги, и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам благочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: Терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39: 2).

Все это пишу я тебе, во-первых, для того, чтобы ты не думала теперь оставлять порученное тебе дело, а при болезни и сопротивлении непокорных занималась устроением новой обители, — да получишь многую и великую мзду от Господа, как свидетельствует слово Божие: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши. И паки: болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13).

Во-вторых, для того, чтобы ты проходила свое послушание без скуки и отягощения или отвращения, памятуй апостольское слово: ко всем долготерпите, всегда радуйтесь.

190. БЕЗ СКОРБЕЙ НЕ ДОСТИГНЕШЬ ВЕЧНОГО ПОКОЯ

Возмогай о Господе, и в державе крепости Его да крепится сердце твое. В болезнях телесных и огорчениях душевных, и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах (Пс. 65: 12), проидохом сквозе огнь и воду, и извел ecu ны в покой. Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях, среди недосуга, развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, долготерпит, милосердствует, не ищет своих си. Правда, что нелегко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне (Пс. 119: 6-7).

Л... писала мне, что ты отправилась было в N посоветоваться с доктором, который лечит травами, но задержалась в К. Здешние доктора убеждали тебя пить кумыс, но не думаю, чтобы ты на это лечение согласилась. Кумыс — татарское шампанское. Лучше по нужде выпить простого панского, то есть виноградного, как советовал апостол Павел святому Тимофею: Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомйха ради... и частых твоих недугов (1 Тим. 5: 23).

...Приветствую N многовещанную, и N поющую, и тон задающую, и пытливую... чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить. Приветствую и прочих сестер.

191. БОЛЬНОМУ МОНАХУ ПОДЛЕЧИВАТЬСЯ МОЖНО

...Каково-то твое здоровье, и насколько помогло тебе лечение, — травяное, водяное и молочное. А мое тело так искапризничилось, — ничего не подберем в лад, особенно из лечебного, которое всегда мне мало помогало, а более расстраивало. Впрочем, по слову святоотеческому, кому лечение помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться — никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно: к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты не лечись, совершенно не вылечишься, — все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение. Замечательные слова Ефрема Сирина на славянском наречии: "Боли болезнь болезненнее, да мимо течеши суетных болезней болезни".

192. СИЛА ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ В ХРИСТИАНСКОМ ТЕРПЕНИИ

Знаю, что ты любишь почаще получать от меня письма, а мне недосужно их писать. На досуге же наговорил бы тебе много. Но Царствие Божие не в слове, а в силе. Сила же эта заключается более всего в христианском терпении, как Сам Господь свидетельствует во Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19). И — претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10: 22). Слова эти более всего обличают меня самого. Словами учу других, а делами сам отстою от сего учения. Поэтому и слово мое безплодно бывает, нерастворенное самим делом. Ежедневно толкую от утра до позднего вечера, а плода от этих толков не видно. И приходится часто вспоминать слова покойного игумена отца Антония, который говаривал, что признак учеников Христовых есть тот — аще любовь имут между собой, а признак моих учениц — аще вражду и несогласие имут между собой. И прибавлял: вот приезжали ко мне дочки с великими скорбями; а все эти скорби стоят того, чтобы наплевать, да ногой растереть.