«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вчера утром курчавый С. опять ушел от нас в прежний монастырь. Ему оттуда присылали пригласительные письма. Когда я у него спрашивал, почему он от нас уходит, он отвечал, что чаю ему недостает. Когда же я ему возразил: "Ведь я тебе говорил, чтобы ты, когда будешь иметь недостаток в чае, приходил и просил у меня", — он отвечал: "Уж я там привык". Невольник — не богомольник.

193. О НЕОХОТЕ ПОСТРИГА В МАНТИЮ

Прежде всего поздравляю тебя с приятным возвращением восвояси. Затем поздравляю с всерадостным праздником Рождества Христова. А затем поздравляю и с Новым годом. Хотя и говорится, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут как водится. Всегда один прочный совет: "Ванька, а Ванька! Смака, барин, знаит пярязнаит, а все-таки твярдит". Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок, и помни что говорит пророк: Блажен... иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1: 1).

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки, и наводят неохоту принять пострижение в мантию. Но сказано, что все козни вражии упразднятся. Да упразднится и это искушение вражие милостью и помощью Божиею, за молитвы молящихся о нас. И простое стрижение овец бывает полезно и необходимо. Весной остригут овцу, а к осени вырастает на ней новая шерсть, более твердая. Постригут монаха в мантию, к осени, то есть к старости, расположение души его уже бывает более твердое и благонадежное к получению милости Божией — вечной и нескончаемой. Разумеется, если эта духовная овца не будет подражать козам, без толку лазить по плетням и колокольням, и шататься по распутиям. Все знают, что козел, когда не пустят его вперед стада, то идет позади стада один, не желая смириться (а за такое несмирение не бывает от него ни шерсти ни молока) и идти наравне с другими, оправдывая собой слово Писания: несмь, якоже прочии человецы (Лк. 18: 11). Не хочет внять словам Псалмопевца: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! (Пс. 132: 1).

Прости, что, разглагольствуя, я так далеко уклонился от праздничного поздравления. Желаю тебе и всем сестрам встретить и провести всерадостный праздник Рождества Христова, равно и Новый год, в мире и утешении духовном.

Господи, помилуй нас, Господи, якоже веси, помози!

194. ПОД ВИДОМ БЕЗВРЕМЕННОЙ СВОБОДЫ ВРАГ ПРИВОДИТ К РАБСТВУ

...Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получив весть о пострижении. Знай, что горе, как море. Чем более человек в него входит, тем более погружается. Подумай сама, какой безопаснее воин — вооруженный или невооруженный, и какой крепче монах — постриженный или непостриженный. Искуситель имеет обычай все извращать, и в настоящее время стал всех обольщать какой-то мнимой свободой. А безвременная свобода, по слову святого Исаака Сирина, приводит к горькому рабству. Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу, и по воле Божией служителям Божиим, а добивается через мрачные и тонкие внушения того, чтобы хоть неявно и неясно, а повиновались ему. А какого ожидать добра от врага всякого добра, и ищущего погибели всех.

Вкратце тебе скажу: оставь всякое раздумье, и как можно чаще призывай молитвы и помощь святой Олимпиады, которая была искушаема тем же искушением. Святой апостол Павел пишет, что кто сам был искушен, может и искушаемым помочь.

Святая равнопостольная Нина, когда послана была на проповедь в Иверию, не стала раздумывать, что это за страна, и что там за люди живут, и как там быть и действовать, а просто пошла — с верой и упованием на помощь Божию, и сею помощью совершила дело Божие. В годовую память сей угодницы Божией, 14 января, отслужи ей молебен и отложи всякое житейское попечение. По псаломскому слову: возверзим печаль свою на Господа, и Той препитает нас телесно и душевно. Ежели мнимся мы любити закон Божий, то да слышим святого Давида, глаголющего ко Господу во услышание всех: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Ежели настоящая жизнь наша есть ни что иное как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек, без помощи Божией, бывает немощен и несилен, то и должны мы, вместо того чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: побори борющыя мя (Пс. 34: 1). И паки: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися... да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий ми злая (Пс. 69: 2-3).

Приписка отца Амвросия: Мир тебе! И милым гусеняткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

195. О СЛАБОМ СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. УБЕЖДАЕТ К ПОСТРИЖЕНИЮ СМЕШНЫМ СРАВНЕНИЕМ

...Уведомляю тебя о себе, что милосердием и долготерпением Божиим жив есмь, телесно, а душевно Бог весть. Помолись, чтобы Господь сподобил по-христиански концы свесть. Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяют. Впрочем, по старой привычке, я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть, от головной боли и от рвотной доли. А кроме того, и приезжие и приходящие докучают, сидеть подолгу в хибарке скучают. Вот так мы день за день и живем, и несправедливыми слывем, в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми.