«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

После всего, сказанного, тебя поздравляю, и милости Божией тебе желаю; равно и всем, живущим с тобою, толковитым и безтолковым гусенятам. Есть старинная пословица: "В семье не без урода". Так бывает среди всякого народа.

197. ВНЕШНЕЕ ЗДОРОВЬЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО СОЕДИНИТЬ С ВНУТРЕННИМ ДУШЕВНЫМ ПОКОЕМ

...Хорошо бы новая матушка ...ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, и при этом душевная тишина хранима. Хотя это и нелегко, и притрудно, и не всегда удобно, но зато и нам, и другим полезно. Правда, что полезное редко сходится с приятным, и чаще неприятное скорее приносит пользу, нежели приятное, потому что от приятного люди скоро забываются. Ежели и сладкого меду лишнее поесть, то стошнит. Тогда потребуется лечиться холодным полынным настоем. Не без причины святой апостол Павел написал: Вся испытующе, добрая держите (1 Фес. 5: 21). И простая человеческая поговорка есть: "Самое дело лучше укажет, как нужно действовать".

Молитесь о себе и о сестрах, и о мне, грешном, глаголющем и нетворящем.

198. ХОТЯ И ТРУДНО, ДА ЖИТЬ НАДО

Поздравляю тебя с возвращением из N восвояси. Сердечно желаю тебе тут жить-поживать, да добра наживать. При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку: "Спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги? А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а все-таки, так или сяк, зимы переживает". Зато, уж когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает.

Постараюсь выслать для тебя и для сестер несколько малых книжиц — выписки из Ефрема Сирина. В последней главе описывает, как он видел рай. С этой главы и нужно начинать чтение этой книги. Тогда и прочие главы будут более удобоприемлемы.

Во-вторых, поздравляю тебя с наступающей Святой Четыредесятницей Великого поста. Не знаю, как мы будем проводить оный. А меня что-то устрашает развоевавшийся мой катар желудка и кишок. Недоумеваю, чем тогда и угождать его капризным требованиям.

Господи, помилуй нас! Господи, якоже веси, помози немощи нашей, душевной и телесной.

199. НЕ ДОЛЖНО НЕРАЗСУДНО ПРЕДАВАТЬСЯ ПЕЧАЛИ

Поздравляю тебя с приближающимся праздником Благовещения Божией Матери. Не без причины Православная Церковь велегласно воспевает: "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу". Благовествуй и ты своим N эту радость с хвалою Божией славы. Да и сама неразсудно не предавайся печали, твердо помня, что это твое главное искушение, которым враг старается отравлять твою душу и делать чрез это препинания разные на твоем пути. Святой Иоанн Лествичник пишет, что безвременная и неуместная печаль, и особенно вышемерная, делает душу дымоватой. А сама знаешь, что как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый мысленный дым и мрак печали повреждают очи душевные. Вот, например, находит на тебя неразсудная печаль, по той причине, что Духовное начальство принудило тебя принять монашеское пострижение. Разве печаль эта настоящая и правильная? Ведь через начальство духовное выражается воля Божия относительно подчиненных. Кроме того, сама знаешь, что монах есть воин. А какой воин удобнее может сражаться с врагами, — вооруженный ли, или выходящий на брань только с голыми кулаками? Подумай об этом хорошенько и благоразсудно, и не предавайся неразсудно искусительной твоей печали. Старайся возмогать против нее о Господе в державе крепости ее, по молитвам молящихся за нас.

Также, ради портящегося пути, заблаговременно поздравляю тебя с приближающимся днем пустынного твоего Ангела. Молитвы ее да помогут тебе душеполезно проводить церковные и келейные твои затворы. А молитвы других твоих духовных покровительниц да помогут тебе душеполезно и назидательно окормлять своих гусенят — твоих духовных овчат. Святой апостол Павел повелевает, глаголя: вы духовныы ысправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 1-2). И паки: Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим. 15: 1-2). И от Самого Господа имеем заповедь возлюбить ближнего, как самих себя. Все управляется мановением Божиим. Если Всеблагому Промыслу Божию угодно было дать нам дело — заботиться о гусенятах, паче же о гусевских неопытных сестрах, то отрекаться и уклоняться от сего дела нам невозможно, без особенного указания Божия. Глаголет бо Господь через пророка: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши. (Конец недоставлен.)

200. ЖАЛУЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ, НАСТАВЛЯЕТ ЗАБОТИТЬСЯ О ПОДЧИНЕННЫХ

Мы молитвенно вспоминали тебя в пустынные твои именины...